Все смешалось

Все смешалось
HydroGen4 – четвертый вариант авто на топливных элементах. Прототипы впервые построены большой серией – свыше 100! 4,2 кг сжатого до 70 МПа водорода хватает на 320 км экономичной езды. Можно разогнать двухтонную машину до 160 км/ч, а до 100 км/ч за 12 с.

Нефть дорожает – спрос превышает предложение. За последние 10 лет цена возросла почти на порядок, и 30-процентный рост в этом году – оптимистичный прогноз. Стоимость 159-литровой «бочки» уже превысила 130 долларов! Даже с учетом инфляции это дороже, чем в самый жестокий второй топливный кризис 1979–1981 гг.

Чтобы затормозить безудержный рост, необходимо снижать потребление и использовать альтернативные виды топлива. «Дженерал моторс» предложила познакомиться со своими разработками.

«Опель-Зафира» на сжатом природном газе. Четыре баллона под полом вмещают 21 кг метана. Двигатель рабочим объемом 1,6 л с турбонаддувом развивает 150 л.с. и 210 Н.м. На одной газовой заправке «Зафира» может проехать 380 км.

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Давно известный метан дешевле сжиженного газа и менее вреден с точки зрения экологии. В сравнении с нынешним бензиновым мотором газовый выбрасывает вчетверо меньше традиционных загрязнителей и, к радости сторонников «искусственной» модели глобального потепления, на 20% меньше углекислого СО2. Но на метане обычный бензиновый мотор слишком много теряет в мощности и экономичности, а громоздкие баллоны высокого давления сложно компоновать в легковом автомобиле. Именно поэтому для серийного производства выбрали мини-вэн «Зафира», в котором больше всего места под полом. Двигатель 1,6 л с турбонаддувом самую малость уступает бензиновому – 150 л.с. и 210 Н.м не назвать посредственными показателями. У продаваемой сейчас газовой «Зафиры» – 94 л.с. и 133 Н.м. Прогресс – налицо!

Дизель для «Кадиллака-CTS» дебютирует в 2009 году. Созданный в сотрудничестве с итальянской фирмой VM, этот V6 предназначен как для продольной, так и для поперечной установки. Мощность 184 кВт/250 л.с., крутящий момент 550 Н.м. Оснащен рециркуляцией выхло

ВДВОЕ КРЕПЧЕ

Е85 – стандартное и уже достаточно распространенное в Европе топливо, состоящее из 85% этилового спирта и 15% бензина – вдвое крепче водки! Высокое октановое число спиртобензиновой смеси (104 по исследовательскому методу) позволяет использовать все преимущества наддува и высокой степени сжатия. Но еще важнее, что сырье для этого топлива можно воспроизвести – проще говоря, вырастить. Самый безвредный для природы этанол получают из бразильского сахарного тростника или пшеничной соломы методом ферментизации. Такой на 70% сократит выбросы СО2. Наиболее «затратный» этанол делают из сахарной свеклы – он принесет только 25% экономии. Впрочем, специалисты могут сами прикинуть, «из чего гнать?»

Форсунка нового поколения не только регулирует количество и фазы впрыска, но и управляет подъемом иглы. Пригодна для дизельных двигателей с давлением впрыска до 200 МПа. Опытные образцы проходят испытания.

Проблем с работой двигателя на спиртобензиновой смеси относительно немного. Основные: затрудненный пуск на морозе и коррозия деталей топливной системы. Эти неприятности устраняются предпусковым подогревом и подбором материалов. Другой заметный минус – более низкая теплотворная способность спирта, приводящая к снижению мощности двигателя, разработанного под бензин. Впрочем, у наддувных моторов недостаток может быть в значительной степени компенсирован. Кроме того, устройство Flexifuel позволяет заправлять в бак и бензин, и Е85. В зависимости от того, что в данный момент выгоднее.

Это не простая свеча накаливания: она объединена с датчиком давления в цилиндре и корректирует процесс сгорания.

ДИЗЕЛЬ БУДЕТ!

Среди американских моделей «Дженерал моторс» дизели ставят лишь на здоровенные пикапы. Да и на них он не самый популярный – доплата превышает семь тысяч долларов. Двигатель хорош, но для легкового автомобиля великоват! Нет ли более скромного агрегата, способного поместиться под капот «Кадиллака»? Такой уже создан в сотрудничестве с итальянской VM. Шестицилиндровый мотор рабочим объемом 2,9 л обладает вполне достойными характеристиками и соответствует нормативам Евро V. Он станет первым в мире дизелем с мониторингом давления в цилиндрах: датчики встроены в свечи накаливания. Двигатель должен удачно миновать Сциллу выбросов сажи и Харибду высокой концентрации окислов азота. Этого достигли благодаря точному управлению рециркуляцией выхлопных газов, которая стала возможной именно благодаря контролю рабочего процесса в цилиндрах. Дебют мотора намечен на 2009 год.

Гибридный «Шевроле-Тахо» с трансмиссией 2-MODE. Способен наполовину сократить потребление топлива в городском цикле по сравнению с обычным бензиновым собратом – примерно до 8,3 л/100 км. «Загородная» экономия достигнута путем улучшения аэродинамики и отк

Впрочем, для многих «старосветских» автомобилей и такой двигатель великоват. Компактным машинам адресуют 1,9-литровый битурбодизель мощностью 180 л.с., с крутящим моментом 400 Н.м и выдающейся экономичностью. Он может разогнать СААБ 9-3 до 225 км/ч и довольствоваться 5,6 л/100 км.

«Опель-Вектра» с бензиновым двигателем 2,2 л, модифицированным под технологию HCCI (Homogenous Charge Compression Ignition – воспламенение гомогенной смеси от сжатия). Благодаря тщательно разработанному рабочему процессу и камере сгорания такой двигатель

ГИБРИД БОЛЬШОЙ

В Америке по-прежнему любят большие машины и не любят бензин по четыре доллара за галлон. Поэтому прожорливый «Шевроле-Тахо» превратили в полноценный гибрид: на малых скоростях он обходится вовсе без бензинового мотора. При небольших нагрузках работают лишь четыре цилиндра могучей шестилитровой «восьмерки». А ее полная мобилизация потребуется лишь на крутых подъемах или при буксировке прицепа массой до 2,7 тонны. По утверждению производителей, расход топлива по городскому циклу такой же, как у среднего седана вроде «Тойоты-Камри».

Новое слово в камере сгорания обозначено аббревиатурой HCCI. Бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива в большинстве режимов работы будет использовать воспламенение бедной смеси не от свечи, а от сжатия, как дизель! Обычный режим – только

МОТОР МАЛЕНЬКИЙ

Может ли быть динамичным автомобиль с бензиновым мотором 1,4 л? Может, если это двигатель с непосредственным впрыском, регулируемыми фазами газораспределения и турбонаддувом. Опытный агрегат изготовили на основе серийного мотора 1,4 л. Усилили коленчатый вал, шатуны и крышку, соединяющую коренные подшипники, применили регулировки фаз газораспределения и установили совсем другую головку блока цилиндров.

«Опель-Астра» с двигателем в 1,4 л с турбонаддувом и непосредственным впрыском узнают по ярко-зеленому шильдику Eco Turbo на молдинге задней двери.

Довелось прокатиться на опытном «Опеле-Астра». До 1500 об/мин двигатель вяловат, но тянет устойчиво и без провалов. Плавно прибавляет с ростом оборотов и легко «крутится» за 6000 об/мин. Машина едет как вполне «взрослый» автомобиль с мотором 1,8 л, но, по утверждению специалистов «Дженерал моторс», на частичных режимах и при холостом ходе гораздо экономичнее. Можно надеяться, что машина с таким мотором скинет литр в загородном и полтора в городском цикле.

ВОДОРОД БЕЗ БОМБЫ

Управляемый термоядерный синтез ученым так пока и не удался, хотя водородную бомбу опробовали уже полсотни лет назад. То же и с топливными элементами. На земле они успешно двигали микроавтобус «Электровэн» в далеком 1966 году.

Особенностью третьего поколения автомобилей на топливных элементах (HydroGen3) было максимальное использование стандартного шасси «Опель-Зафира». Летом 2004 года HydroGen3 установил рекорд надежности для подобных машин, проехав 9696 км по 14 странам Европ

«Хайдроджен 4» – четвертый этап в освоении топливных элементов «Дженерал моторс». На первом убедились, что конструкция работоспособна. На втором наработали опыт компоновки и управления сложной трансмиссией. На третьей серии занялись надежностью. На четвертой пришла пора адаптировать ездящий и приемлемо надежный прототип к малосерийному производству и экспериментальной эксплуатации. Планируют, что более сотни машин продемонстрируют преимущества «чистой энергии», работая в реальных условиях по всему миру. Десять авто задействуют в проекте CEP (Clean Energy Partnership – «Партнерство за чистую энергию») в Берлине.

HydroGen4 только внешне напоминает серийный «Сатурн-Вю»: его компоновка полностью отлична от бензинового. Под задним сиденьем и полом багажного отсека три композитных баллона для сжатого водорода, в середине базы – аккумуляторная батарея, в моторном отсек

Максималка – 160 км/ч, разгон до сотни – 12 секунд, запас хода на одной заправке 320 км, – характеристики машин четвертого поколения на топливных элементах позволяют эксплуатировать их в обычных условиях и вместе с тем понять проблемы, о которых прежде не задумывались. Цена и предложение водорода – уже не самая серьезная. Главная – стоимость одной только батареи топливных элементов многократно превышает цену обычного автомобиля!

Но, похоже, безудержный рост цен на углеводородное горючее действительно расшевелил сонное автомобильное царство. В конце концов, условный выбор лучше безусловной безысходности. «Дженерал моторс» спешит разложить яйца по разным корзинам. В какой из них окажется золотое? Попробуйте угадать…

Подпишитесь на «За рулем» в