Натяжение – ре-мажор
Ременный привод различных механизмов известен столь же давно, как и сами эти механизмы. Однако сегодня приводные ремни работают в несравнимо более жестких условиях, передают намного большие нагрузки, а срок их службы сравним со сроком службы всего двигателя. Для достижения такой долговечности необходимо соблюдать ряд условий, главное из которых – правильное натяжение ремня.
Когда-то было достаточно немудреных указаний в инструкции: надавите там-то пальцем с силой во столько-то килограмм и измерьте линейкой прогиб в нужном месте. Точность такой настройки, естественно, оставляла желать лучшего.
Специалисты фирмы «КонтиТех» в поисках альтернативы вспомнили, как музыканты настраивают струнные инструменты. Ведь ремень – та же струна. И можно написать в инструкции, к примеру: ветвь ремня между верхними шкивами должна звучать, как ре первой октавы. Одно плохо: не все механики наделены музыкальным слухом. Да и колебания резинового ремня быстро затухают, так что звуковой импульс будет очень коротким.
Тем не менее сам принцип хорош. Нужно лишь вооружиться новым прибором Conti BTT Hz (Belt Tension Tester). Подносим акустический сенсор ближе к нужной ветви ремня ГРМ и «извлекаем звук», как на гитаре. На дисплее тут же появляется частота колебаний в герцах, соответствующая степени натяжения.
Самым сложным стало, однако, не создание прибора, а составление толстенного справочника к нему, где содержатся частоты настройки для всех двигателей, места «игры» на ремнях, методика регулировки натяжения. Одно лишь плохо: в книге нет двигателей, для которых ремни «КонтиТех» не выпускаются (а это почти все «корейцы» и «японцы»). Жаль, ведь прибор универсален и не требует наличия фирменного логотипа на «музыкальном» ремне!
Можно ли таким же образом регулировать натяжение других, скажем, поликлиновых ремней? Разумеется, но… зачем? Ведь здесь дело идет к полному исключению этой операции! На ряде автомобилей «Форд» и ФИАТ уже появились поликлиновые эластичные ремни Conti-V Multitrib Elast. Их корд может растягиваться и сам регулирует натяжение. А вот в автомобиле уже нет ни натяжных роликов, ни возможности подвинуть, например, генератор. Единственное условие – чтобы поменять такой ремень, нужно несложное приспособление, которое фирма поставляет в комплекте с ним.