Правила игры

Правила игры

НОЧНОЙ КОНВОЙ

22 мая. 3 часа 15 минут. 14-й час футбольного дежурства

…Майский дождь льет на стекло так, словно припарковался я не у Триумфальной арки, а прямо под фонтанами Поклонной горы. Последние лимузины с мигалками, разгоняя полусонные «газели», промчались по направлению к Рублевскому шоссе с полчаса назад, а автобусов с болельщиками «Манчестера» все нет. Магнитола, перегревшаяся за 12 часов бесконечных разговоров о футболе, играет что-то успокаивающее. И если бы не эмоции от последних секунд матча, представить, что в этом городе только что завершился финал Лиги чемпионов, невозможно. Впрочем:

– Шеф, подвезешь? – в окошко стучится интеллигентного вида «клиент»: поверх делового костюма – фанатский шарфик «Манчестер Юнайтед». Москвичи в эту среду тоже разделились на поклонников «Челси» и «МЮ».

Автобусные стюарды были готовы встретить фанатов, укрыть их от дождя и решить все возникающие проблемы.

Городской автобус с эмблемой Лиги чемпионов выныривает из-за стены дождя неожиданно. Никто не высовывается в окна, не горланит победно: «Глори-глори «Ман-Юнайтед»!..» Автобус безо всякого сопровождения ГАИ шпарит по Кутузовскому, а в освещенном салоне дремлют обессиленные гости-победители. В аэропорту сонные англичане предъявят пограничникам паспорт и билет на Лигу чемпионов и через четыре часа окажутся в родном портовом городе, чей клуб сегодня – лучший на планете.

Мы с фотографом плывем по влажным московским улицам. Лишь в районе Пушкинской замечаем дюжину парней в шарфах. Но и у них, похоже, не осталось сил на бурные восторги.

А нам уже невмоготу колесить по московским дорогам…

И почему водители автобусов не носят галстуки каждый день?

ПРАЗДНИК БЕЗ ЭВАКУАЦИИ

20–21 мая. Москва

Москву не удивишь массовыми мероприятиями. Всякий раз, будь то юбилей города, эстафета по Садовому кольцу или репетиция Парада Победы, город парализует от нечеловеческих пробок. Да что там праздники – польет дождик, выпадет первый снежок, и Москва встает. Ну, не умеют наши организаторы движения быстро реагировать на чрезвычайные обстоятельства! Так казалось до дня, когда поздно вечером на специально уложенный газон Лужников должны были выйти английские «Челси» и «Манчестер Юнайтед». Финал Лиги чемпионов предъявляет к городу, получившему право проведения этого матча, повышенные требования. Таковы правила игры…

Новичок московских пробок «Форд-Куга» – официальный автомобиль Лиги чемпионов.

Шутка ли – за сутки в московских аэропортах должны были приземлиться 95 чартеров из Британии. В Домодедово, Внуково и Шереметьево прибывали в общей сложности 42 тысячи английских любителей футбола. Это не все – часть болельщиков двигалась на автобусах от финской границы. Даже не скептики – обычные автомобилисты-реалисты понимали, что Москва может в ту среду задохнуться.

Набережные перекрывали дедовским, но эффективным способом – поливальными машинами.
Охотники за неправильно припаркованными машинами ждут своего часа в засаде…

По мере приближения стартового свистка словацкого арбитра Любоша Михела пессимизм москвичей усиливался. Помнили, как в прошлом году команде «Спартак» пришлось добираться в Лужники на метро – их автобус встал намертво в одной из пробок Садового кольца…

Напуганные слухами о московских пробках, многие англичане добирались из центра в Лужники пешком.

Отдадим должное информационной атаке, которую предприняли московские власти накануне футбольного праздника. Все чиновники, ответственные за организацию движения, встречались с прессой, давали многочисленные интервью. Мне пришлось присутствовать минимум на 20 матчах такого уровня (финалы Лиги, чемпионаты мира и Европы, Олимпиада), но, честно говоря, не могу припомнить, чтобы хоть раз накануне матчей где-то специально знакомили прессу с автобусными маршрутами фанатов!

Чтобы перевезти англичан из аэропортов в Лужники и обратно, задействовали около 1000 автобусов. Метро в ночь матча со среды на четверг работало до четырех утра. И пускали в него бесплатно, по билету на футбол.

Но одно дело – анализировать планы подготовки. Другие чувства возникают, когда, отмахнувшись от увещеваний властей, прешься на своей машине в эпицентр потенциальных заторов.

Болельщик «Челси» Джонатан Томпсон: «Лондон бы погиб от пробок, а в Москве я их не почувствовал».

ВАХТА НА СКОРОСТИ

21 мая. 13. 30–14.00 Сухаревская площадь–аэропорт Шереметьево

Потрясающе!!! Путь от редакции до Шереметьево-2 занял полчаса! Фотограф скучал на пассажирском сиденье – пробок в середине буднего дня на вечно забитой Ленинградке не было. Скорость снижаю лишь возле аэропорта. У обочины припаркована вереница автобусов с символикой Лиги чемпионов. Выясняем у инспекторов ГИБДД, когда пойдет очередная колонна.

Красная площадь превратилась в уголок футбола.

– А колонн никаких нет, – вежливо улыбается старший лейтенант, наряженный по случаю футбола в парадную форму. – Автобусы заполняются болельщиками «Челси» и уходят в Лужники. В Москву они заезжают через МКАД – по проспекту Вернадского. Другие рейсы из Англии прилетают во Внуково и едут прямо в Лужники. Сопровождения нет – мы отслеживаем движение по рации. А фанаты «Манчестера» едут из Домодедово по МКАД до Кутузовского. То есть даже теоретически автобусы с разными группировками болельщиков оказаться на одном перекрестке не могут…

Когда транспорт движется без проблем, можно позволить себе чашку кофе.

14.30–16.00. Шереметьево–Лужники

Пристраиваемся в хвост одного из автобусов с болельщиками. Отличить его от обычного маршрутного сложно, разве что блестит на солнце свежевымытыми боками да водителя обязали надеть белую рубашку и галстук. Километра два пытаемся ехать рядом, в надежде что экспрессивные англичане вылезут в форточки со своими флагами и дудками. Дудки! Через окна видно: стюарды в лимонных жилетах пресекают любые попытки нарушить пассажирские законы. На всем протяжении этого участка мы ни разу не остановились; минимальная скорость – 20 км/ч. А по МКАДу летели если не разрешенные 100, то 80 км/ч как минимум.

В отсутствие проблем с гостями инспекторы занимались хозяевами Москвы.

17.55–18.15. Комсомольский проспект–Фрунзенская и Кремлевская набережные–Бульварное кольцо–Сухаревская площадь

Вначале я подумал, что электронные часы в «Спектре» сломались. Но радио, вещавшее целый день только о футболе, подтвердило: мы проехали по самым напряженным для этого времени суток (конец рабочего дня!) улицам Москвы за 20 минут. Так быстро перемещаться по центру мне не удавалось уже года три. Единственный раз пришлось притормозить под Крымским мостом: ГИБДД перекрыло движение по Фрунзенской набережной (о чем заранее предупредили все газеты), заворачивая поток на Садовое кольцо. Правда, некоторые обладатели «солидных» номеров и богатых лимузинов останавливались перед заграждением и, размахивая «корочками», тщетно пытались что-то доказать инспектору ДПС. А по тротуарам к Лужникам уже текли стайки фанатов, промочивших горло московским разливным пивом. Впрочем, вели себя англичане как примерные школьники.

Все как в английском пабе. Только ОМОН – нашенский.

21.30–22.00 Сретенка – смотровая площадка Воробьевых гор

Теоретически – самое время для предфутбольных заторов. Но по Ленинскому проспекту и улице Косыгина попадаем на смотровую площадку за полчаса. Лужники сверху – как на ладони. Сотни коллег-телевизионщиков настраивают камеры. Фотограф удаляется в поиске «кадра века», а я наблюдаю, как болеет наш брат-водитель. Кто-то дожидается клиентов или хозяев на веранде кафе, где работает телевизор. Кто-то со стаканчиком кофе втыкает в прикуриватель персональный экран. Судья дает свисток – матч начался. И когда Роналду, а затем Лэмпард забивают голы, дверцы всех машин приоткрываются – все хотят слышать гул трибун. А с ударом Анелька и спасительным для «Манчестера» прыжком Ван дер Сара стадион тонет в тишине. И взрывается ревом манкунианского сектора: «Челси» повержен! Абрамович хватается за сердце.

А мы уже мчимся на Кутузовский – провожать автобусы с болельщиками победителей…

P.S. Органы, отвечающие за организацию движения, доказали: они могут делать свою работу так, что движение в городе не страдает из-за чрезвычайного события. А напротив – даже улучшается. Правила игры были выполнены отлично!

Во время матча Москва катила без препятствий.
Заторы были там, внутри Лужников. В штрафных «Челси» и «МЮ».

Непонятно только, почему эти же самые организаторы не могут устраивать московским автомобилистам такой же праздник каждый день? Футболисты играют на пределе человеческих возможностей. Ну и что? Высшая оценка для них: «Настоящие профессионалы!» Почему же те, кто регулирует движение, не могут изо дня в день работать профессионально?

Болельщики «Манчестера» заснули в автобусах, убаюканные триумфом своих любимцев.

Смею предположить, что в следующий раз городские власти изумят москвичей чудесами организации дорожного движения… только через год, во время финала «Евровидения». На него в Москву ждут уже не 40, а более 100 тысяч поклонников музыки со всей Европы. Наверное, ездить по городу будет – одно удовольствие… 

Лига чемпионов принесла в Москву праздник футбола. Москва сделала для Лиги чемпионов все, что могла. И даже немного больше.

Подпишитесь на «За рулем» в