Соберут в России
Японская автотехника пользуется в нашем отечестве заслуженным уважением, по надежности она обычно занимает первые места в мировых рейтингах. Кроме легковых моделей пару лет назад в России начали продавать и грузовики «Исудзу» (ЗР, 2007, № 2): их собирали на Ульяновском автозаводе, входящем в группу «Северсталь-авто» (о ребрендинге компании – в разделе «Экономика»). Динамика продаж впечатляет – 487 машин в 2006 году, 2457 в 2007-м.
В Японии, где у «Исудзу» три завода и испытательный полигон, компания лидирует в секторе коммерческого транспорта: ей принадлежат 40% внутреннего рынка легких грузовиков и 30% средних и тяжелых. Кроме того, сборочные заводы фирмы есть в Турции, Египте, Китае, Малайзии, Индонезии, Таиланде, на Филиппинах, во Вьетнаме. По выпуску грузовых дизелей компания занимает первое место в мире, моторы «Исудзу» поставляют на заводы «Опель», «Рено».
Летом прошлого года была создана компания «Северстальавто-Исудзу», в которой 66% акций принадлежат «Северсталь-авто», 29 – «Исудзу» и еще 5% – торговому дому «Соджиц» (Sojitz), реализующему автомобили этого бренда (в Японии производство и продажа продукции традиционно разделены). Сборку японских грузовиков было решено перевести в особую экономическую зону «Алабуга» в Татарстане, где «Северсталь-авто» ведет также сборку фургонов «ФИАТ-Дукато». Инвестиции в проект «Исудзу» составили 350 млн. руб., начало производству на новом заводе уже положено. Проектная мощность предприятия 50 тыс. машин в год, планируемый уровень локализации 50%.
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА УНИФИКАЦИЮ
Гамма грузовой техники «Исудзу» делится на несколько серий. Самая легкая – однотипные с вседорожниками пикапы капотной компоновки серии TF. Бескапотные коммерческие автомобили начинаются с легкой серии N («Эльф»), включающей четыре модификации полной массой 3,5–9 т. Средняя серия F («Форвард») состоит из шести вариантов двухосников, массой 8–24 т. Тяжелые серии C и Е – это, соответственно, трех- или четырехосные грузовики, массой 17–38 т, а также двух- или трех-осные седельные тягачи для автопоездов массой до 68 т.
До недавнего времени были сходны по конструкции кабины средней и тяжелых серий, а кабина легких грузовиков в нескольких исполнениях по ширине (от 1690 до 2120 мм) и высоте стояла особняком. В нынешнем году появилась новая унифицированная кабина 700Р в различных вариантах по ширине (от 1770 до 2300 мм), длине, высоте, с разным оперением и другими особенностями – она стала единой для шестого поколения легких и средних машин. Это понадобилось для продвижения на внешние рынки, где рассчитанная на некрупных японцев старая кабина выглядит тесной.
МОТОРЫ И КОРОБКИ
Серии N и F оснащают тремя типами дизельных двигателей с турбонаддувом, отвечающими, в зависимости от настройки, экологическим нормам Евро III и IV. Рядная «четверка» 4JJ1-TC объемом 3,0 л и мощностью 130– 150 л.с. предназначена лишь для легких машин. Более крупный четырехцилиндровый мотор 4HK1-TC 5,2 л/150– 210 л.с. с интеркулером сгодится в обоих случаях. Самая мощная «шестерка» 6HK1-TC 7,8 л/240–300 л.с. также с промежуточным охладителем – лишь для средних грузовиков.
Новейшая разработка компании – серия роботизированных коробок передач «Смутер Джи» (Smoother G) с гидротрансформатором вместо сцепления, позволяющим снизить пиковые нагрузки в трансмиссии и увеличить ее ресурс. А блокировка трансформатора позволяет экономить топливо в установившихся режимах. Новые коробки трех типоразмеров (для разных серий грузовиков) выпускают с 5, 6, 12 и 16 передачами.
В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ
Планы «Северстальавто-Исудзу» выглядят так: в августе появится полуторатонный NLR85, в декабре трехтонный NMR85, в январе следующего года – модели NPR75, FSR34 и FVR34 грузоподъемностью, соответственно, 5, 7 и 10 т. Само собой, органы управления, светотехника и прочее – в европейском исполнении. Кроме того, у российских машин будут усиленная подвеска, шины, колесные ступицы с увеличенным количеством шпилек, у тяжелых грузовиков, включая самые крупные серии F, – двухслойная рама вместо однослойной. Кроме того, в России уже продают машины серий С и Е, а всего до конца года намечено реализовать 8000 автомобилей «Исудзу». В таком контексте совсем неслучайным выглядит открытие в Санкт-Петербурге крупнейшего в Восточной Европе дилерского центра «Дакар» по продаже и обслуживанию коммерческой техники «Исудзу» (общая площадь центра 5000 м2, в сервисной зоне 23 поста, в том числе для грузовиков массой до 45 т и длиной до 15 м). В перспективе компания рассчитывает на 3–5% российского рынка легких грузовиков, 10 – тяжелых грузовиков и 20% – средних, что сделает ее лидером в этом классе.
Г-н Сусуму Хосой (Susumu Hosoi), президент компании «Исудзу».
Родился в 1949 г. В 1973 г. окончил экономический факультет университета в г. Васеда и тогда же начал работать в «Исудзу».
«В Японии популярны Чехов, Толстой, Достоевский, и поэтому я неплохо знаю дореволюционную Россию. Однако достоверной информации о современном положении в стране, в том числе экономическом, явно не хватает. Тем не менее мы считаем Россию одним из наиболее перспективных и быстро развивающихся рынков и вкладываем в его изучение и освоение большие средства. У «Исудзу» есть совместные предприятия в Китае, Индии, где мы столкнулись с низким качеством местных комплектующих. У вас в стране высокий образовательный и профессиональный уровень рабочих кадров, много инженеров – надеюсь, это поможет избежать проблем с качеством».
ГАБАРИТНО-ВЕСОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ЯПОНИИ
Максимальная нагрузка на ось не более 10 т. Для одиночного трех- или четырехосного грузовика предельная длина 12 м и полная масса 25 т. Популярность четырехосных машин объясняется малой высотой шасси и большим объемом кузова, поскольку меньшая осевая нагрузка позволяет использовать колеса посадочным диаметром 19,5 дюйма, вместо стандартных на 22,5. Часто встречаются грузовики с большими колесами на первой оси под кабиной и маленькими под грузовой платформой. В зависимости от местного законодательства полная масса экспортных моделей с усиленным шасси может достигать 29 т для трехосной машины и 32–38 т для четырехосной.
Среди автопоездов лидируют грузовики с прицепом, при длине 18 м разрешенная полная масса поезда составляет 45 т (25 т + 20 т). А вот седельные тягачи с полуприцепом, для которых допустимы лишь 16 м и 36 т, используют в основном для крупных неделимых грузов – например, стандартных 40-футовых контейнеров. В некоторых случаях полная масса автопоезда может достигать 65 т при скорости движения не выше 60 км/ч. Общее ограничение по высоте – 3,8 м (в России и Европе 4,0 м), поэтому двухэтажные автобусы в Японии большая редкость.