Чужой? Будет нашим
Световой поток ксеноновой лампы вдвое больше, чем у галогеновой. Спектр - почти солнечный, привычный глазу. Свет получается яркий, не утомительный. Однако ксеноновый свет дорог и сложен: газоразрядную лампу нужно запускать специальным электронным блоком. Напряжение при розжиге поднимается до 25 тысяч В. Стоит ли возиться?
На "Ижике" стоит питерский комплект. Разгонный блок от "Союз-96" - в прочном герметичном корпусе, залит силиконом. Работает даже под водой. Питание двухполюсное: по одному высковольтному проводу подается +12,5 кВольт, но другому -12,5. Пробить на "массу" изоляцию куда труднее, ведь нагрузка с ростом напряжения растет по квадратичному закону. Есть защита от переполюсовки, замыкания выводов на корпус или между собой, от обрыва. Слов нет - блок хорош, лучше многих импортных. Да и надежней.
Лампа - корейская, со скользящими контактами, с электромотором. Из-за моторчика лампа выросла в размерах и войдет не во всякий автомобиль. Впрочем, в "девяточную" фару "Оды" уместилась без труда. Скользящие контакты поначалу внушали опасения, но до сих пор ни разу не подвели. Впрочем, как и сам блок. Ни мороз, ни снег, ни потоки грязи под капотом не причинили вреда нашему "ксенону".
Включается лампа интересно: сначала яркая вспышка, потом плавно разгорается фиолетовый свет, сначала тусклый, но быстро набирающий силу. Через пару секунд дорога уже залита морем белого огня. При переключении на "дальний", когда лампа переезжает на положенные миллиметры, видно, как четкое пятно меняет форму, расплывается, уходя вверх. Резкие границы верхнего среза света превращаются в вытянутые овалы, бледнеющие и сходящие "на нет" где-то там, у самого горизонта. Забавно, что при каждом щелчке рычага управления светом видна яркая вспышка - лампа перезапускается. Так можно "моргать" встречным. Кроме того, им очевиднее становится факт переключения с "дальнего" на "ближний". Ни для лампы, ни для электроники эти вспышки не опасны.
Яркость фар теперь не зависит от напряжения на борту. Остановишься у светофора - освещение приборов потихоньку блекнет, вентилятор печки сбавляет обороты, а фары горят как ни в чем ни бывало. Неудивительно: разгонный блок честно держит положенные 80 Вольт, даже если на борту напряжение упадет с 14 до 12. Большого преимущества в этом нет... так, душу греет.
Зато в густой снегопад - удивительное дело! - ближний свет "ксенона" пробивает белую пелену. Да так здорово, что видно и обочину, и колею на дороге. Как будто снега никакого и нет. И между прочим, никакой глухой стены света перед глазами, как у обычных ламп. Можно держать приличную скорость, мысленно соболезнуя встречным и попутным беднягам, крадущимся на ощупь. Правда, снегом фары залепляет быстро. А все потому, что теплоотдача "ксенонок" на целых 40% меньше - вот стекло и холодное.
Едва нагрузишь машину посерьезней - встречные тут же моргают, возмущаясь. Да уж, яркий свет слепит немилосердно! Не беда - на "Оде" есть электрокорректор фар: штука удобная и, в отличие от гидрокорректора, весьма надежная. Повернул рукоятку - и с легким жужжанием луч уходит вниз.
Словом, все удобно, красиво, безопасно, надежно. Дорого только. Но вообще, тем, кто уже готов выложить денежки на украшение любимого авто, лучше уж купить "ксенон", а пластиковый обвес оставить на потом - пользы больше будет. Одни ночные поездки чего стоят - удовольствия масса! Прижимистым напомним, как в 80-х только-только появившиеся "пятерки" пленили автомобилистов великолепным ярким светом. Цена "галогенки" была несусветной: 27 полновесных советских рублей за штучку! Сейчас-то гроши. "Ксенон" тоже будет дешеветь год от года. А пока - стоит присмотреться к нему. Стоит!