По русско-немецкой пословице
В Берлине «Мерседес-Бенц В» нередко работает в такси. Логично: довольно вместителен, экономичен, относительно недорог. Модель А в такси встречается гораздо реже. Она скорее семейный вагончик для городских поездок и путешествий на коротком «плече». Характерно, что для знакомства с В-классом предложили преимущественно загородные дороги, тогда как А-класс демонстрировали в основном в городе. Так проще уяснить, чем различаются близкие концептуально и конструктивно модели и что в них общего.
ОДНОГО ПОЛЯ ВЭНЫ
Внутри «Мерседес» А-класса почти неотличим от «бэшки». К посадке надо приноровиться. Непривычно не столько вертикальное, как в автобусе, положение тела, сколько руль, который удобней также ставить почти вертикально. Впрочем, огромный диапазон регулировок штурвала (в двух измерениях) и сиденья, большой запас над головой дают возможность выбрать любую, даже причудливую позу.
Рабочее место явно проектировали не только в интересах максимального простора, но и наилучшей обзорности. Она, в отличие от многих современных моделей, отменная у обеих машин.
На заднем сиденье А-класса не самые длинноногие почувствуют себя вполне комфортно, в В-классе – вольготно. Удивительно, что в ширину автомобили (даже «бэшка»!) меньше, чем кажутся на первый взгляд. Мощная накладка двери напирает на бедро слева, справа высится солидный тоннель. В «Мерседесе» В-класса с механической коробкой все это сочетается с еще более заметным неудобством. Первое время левая ступня застревает между площадкой отдыха и педалью сцепления. Привык, конечно, быстро, но осадок остался, тем более что размер обуви у меня не рекордный. В вэне А-класса подобного не почувствовал. Странно!
Перед тем как перейти к иным отличиям автомобилей, еще одно важное сходство: тормоза оценить… забыл. Верный признак, что работают они отменно.
РАЗНЫЕ СУДЬБЫ
Представления о том, каким должен быть небольшой семейный автомобиль, меняются вместе с ритмом жизни. Ездить по правилам в Европе вовсе не значит – как в замедленном кино. Принято энергично, не мешая попутчикам, вливаться в поток и не сбивать его с ритма. (Кстати, о пробках, по крайней мере в московском понимании, берлинцы, похоже, не слыхивали.) Встроиться в автобанный поток на «Мерседес-Бенце В200» с автоматом не так-то просто. Может, дело в психологии? Давно ли 2 л рабочего объема и 136 л.с. считали показателями, приличествующими даже солидным седанам. А для некоторых просторных, но недорогих моделей это и сегодня неплохо. В чем же дело? Очевидно, в программах управления двигателем и коробкой передач, «заточенных» на максимальную экономичность и экологичность. Ради среднего расхода в 7,2–7,5 л бензина на 100 км придется умерить амбиции и быть внимательнее, перестраиваясь. Попытка перевести селектор в ручной режим резвости почти не добавила. Лучше расслабиться, вернуть ручку в положение D и утешиться мыслью, как нескоро еще заезжать на заправку. Выбросы СО2: 175–180 г/км – прекрасный результат. Непривычный нам показатель – для европейцев если и не самый главный, то не менее интересный, нежели время разгона до 100 км/ч и максималка.
Хотите более уверенно держаться в левом ряду магистрали и не рассчитывать до метра каждый обгон неторопливых и экономных бюргеров на узких дорожках? Выбирайте версию В200 с турбонаддувом и 6-ступенчатой механической коробкой передач. За уверенный разгон и отменную тяговитость придется, конечно, расплатиться минимум дополнительными 0,5 л бензина на 100 км. А скорее всего, еще больше – ведь машина буквально провоцирует надавить педаль газа посильнее.
Довелось поездить и на вэне А-класса с таким же наддувным мотором: эдакое ядро, удивившее бы динамикой самого Мюнхгаузена! Нет, это вовсе не дамский автомобиль. Хотя в Германии, да и в Москве эту модель действительно чаще выбирают представительницы прекрасного пола.
Но мне А-класс милее. Подвеска, как и у старшей модели, комфортна, но без намека на расхлябанность. Зато у машины с меньшей по сравнению с «Мерседесом-В» (на 210 мм) базой и высотой (почти на 200) заметно более четкие, энергичные реакции на руление. Старший вэн сильнее кренится в поворотах и вяловато отзывается при повороте руля на малый угол. Впрочем, для большинства дам и европейских таксистов это, вероятно, не главное…
Mercedes-Benz A-Class и B-Class – широкий выбор разносторонне одаренных семейных автомобилей.
ЗЕЛЕНЫЙ, ЕЩЕ ЗЕЛЕНЕЕ
В ряду модернизированных вэнов появилась версия В170NGT. Двигатель мощностью 116 л.с. работает на бензине, природном или нефтяном газе. Автомобиль достигает 100 км/ч за 12,4 с и, разумеется, очень дружелюбен к природе.
А у «Мерседес-Бенца А» есть теперь версия BlueEFFICIENCY. Двигатель выключится, едва вы поставите рычаг коробки в нейтраль и нажмете тормоз. Стоит выжать сцепление, мотор вновь заработает, причем, как уверяют разработчики, быстрее, нежели при пуске ключом. Версия А150 с таким устройством потребляет в среднем 5,8 л на 100 км – примерно на 0,4 л меньше, чем не «глохнущий» на светофорах аналог.
Увы, для российского рынка самые зеленые версии не предназначены.
СО ВТОРОЙ ПОПЫТКИ
Когда в 1996-м «Мерседес-Бенц» представил концептуальный переднеприводный вагончик, мало кто верил, что машина станет серийной. Однако в 1997-м это произошло.
С точки зрения революционности попытка была вторая. Первую предприняли в далеком 1934-м, выпустив «Мерседес-Бенц 130Н» с 26-сильным мотором, расположенным сзади. Позднее выпускали версию 170Н с двигателем мощностью 38 л.с. Эту модель строили до 1939 года, хотя большого успеха заднемоторные «мерседесы» не имели. В частности, отмечали посредственную управляемость из-за перегруженного задка. Изготовив 5810 заднемоторных машин, компания надолго прекратила эксперименты.
«Мерседес-Бенц» А-класса, хоть и не сразу, стал несравненно успешней. Да и появление В-класса в 2005-м не прошло незамеченным. Покупателей нашли более 2 млн. машин (из них 1,7 млн. А-класса). Кстати, модели А и В лидируют среди «мерседесов» и в номинации «верность марке»: купившие вэны выбирают ту же модель и при покупке следующего автомобиля.