Железный Феникс

Железный Феникс

В том, что разбитые авто пользуются неплохим спросом, нет ничего удивительного. Остатки былой роскоши куда дешевле целых аналогов, при том, что год выпуска может оказаться близким к текущему, а пробег уместится в трех первых окошках одометра. Расходы на восстановление относительно невысоки, поскольку денег стоят главным образом запасные части. Собственный труд (который сам по себе удовольствие) в расчет, разумеется, не принимают. Впрочем, есть и другой вариант, именуемый в народе «литовским» – когда авто восстанавливают на продажу. Но источник сырья в любом случае один.

Из-за высоких затрат на ремонт недорогие корейские автомобили списывают даже при незначительных повреждениях.

ПОБОЧНЫЙ ПРОДУКТ

Уж кто-кто, а страховщики деньги считать умеют. Поэтому вопрос о том, ремонтировать аварийный экземпляр или списать его в утиль, трудностей не вызывает. Если по заключению независимого эксперта расходы на ремонт авто, застрахованного по КАСКО, превысят 80% его рыночной стоимости, движимость признают не подлежащей восстановлению (на профессиональном сленге – «тотальный ущерб»). У нас «на списание» чаще идут недорогие машины корейского производства – ремонт по фирменной технологии с использованием оригинальных запчастей для быстро теряющих в цене авто неоправданно дорог.

Привлекательная особенность аварийного рынка – возможность приобрести совсем свежий автомобиль.

Теоретически владелец «тотального» автомобиля может оставить обломки себе, лишившись пропорциональной части страховой выплаты (на величину так называемых годных остатков). Но это, как показал наш опыт (ЗР, 2008, № 1), не особенно выгодно: ведь реализовать останки не так-то просто. В противном случае права собственности переходят к страховщику – вместе с заботами об утилизации.

Страховой бизнес – безотходное производство. Полный хлам купят ради документов.

ИГРА ПО-КРУПНОМУ

На самом деле во вторчермет остатки никто не сдает – рыночная стоимость «недоавтомобиля» куда выше. При правильной постановке дела удается вернуть немалую часть расходов – до 30% всех выплат по «тотальным» авто. Сами компании продажей, как правило, не занимаются, прибегая к помощи комиссионного магазина. И не одного – преуспевающий страховщик может предложить до четырехсот машин одновременно! Враз столько не реализуешь – в месяц уходит по 30–40 штук. Цены при таком изобилии должны быть смешными, но никто, увы, не смеется – спрос здесь опережает предложение. Вокруг особо хороших экземпляров нередко возникают импровизированные торги – выигрывает наиболее щедрый.

Битую машину порой выгоднее продать по частям – спрос на детали б/у довольно высок.

Но нет правил без исключений – некоторые страховщики обходятся без посредников. Схема довольно проста: товар, расфасованный в лоты минимум по двадцать автомобилей, выставляют на закрытый аукцион с участием только проверенных игроков. Это фирмы, специализирующиеся на кузовном ремонте или продаже запчастей б/у. Частников здесь не встретить – цена партии от ста тысяч долларов США.

Кое-кто вообще не занимается продажей «отходов страхового производства»! Куда их девают, остается загадкой.

Поврежденный в аварии номер кузова – забота не жестянщика, а юриста.

ЧАСТНАЯ ПРАКТИКА

Помимо страховщиков, из «разбитого» корыта кормятся и компании-пере-купщики. Они выступают в роли посредников, скупая битые авто у владельцев для перепродажи всем желающим с учетом собственного интереса. «Тотальные» 80% здесь не работают – степень годности конкретного авто определяют с учетом ожидаемой прибыли. Неудивительно, что в продаже попадаются машины даже с незначительными повреждениями. Вот только отыскать подходящий экземпляр непросто – «выставочные площади» перекупщиков невелики.

Купить «битье» из первых рук еще сложнее. Во-первых, обскакать перекупщиков нереально – все сливки они успевают снять до вас. А во-вторых, в этой сфере вовсю процветает принцип «кота в мешке» – оценить истинную степень повреждения авто без специальных навыков проблематично.

В последнее время спрос на аварийные авто пошел на спад. О полном исчезновении речь, разумеется, не идет, однако тенденция налицо. А связано это с появлением все более доступных кредитов. Зачем тратить силы и средства на реанимацию искореженного авто, когда новый предлагают без первоначального взноса? 

КОНФИСКОВАННЫЕ АВТО

Автомобили, обращенные в собственность государства (конфискованные, арестованные и т. д.), поступают в распоряжение Российского фонда федерального имущества. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2005 года № 925 «О Российском фонде федерального имущества» он наделен исключительным правом их реализации. Информацию о месте, времени проведения аукциона, а также данные по конкретным лотам вывешивают на официальном сайте фонда www.fpf.ru. Принять участие в торгах может любой желающий.

Есть и другие варианты. Так, права собственности на ранее угнанный и возвращенный автомобиль, за который выплачено возмещение, переходят к страховой компании. Реализовать его на свободном рынке непросто – перебитые или уничтоженные номера создают определенные трудности для последующей легализации. Посторонний человек к ним, как правило, не готов, поэтому распродажи проводят среди сотрудников. Возможные хлопоты компенсируют привлекательной ценой – около 50% от рыночной. К сожалению, постороннему попасть в число покупателей практически невозможно.

Подпишитесь на «За рулем» в