Постаревшая классика
Можно лишь догадываться, что говорили предки о первом автомобильном приемнике. Но и в те времена единства не было: одни восторгались новым уровнем комфорта, тогда как остальные старались максимально «придушить» подобное движение, притом даже законодательно. Дескать, нечего отвлекать водителя и мешать пассажирам – излишество, одним словом!
С того времени прошло уже более 70 лет, а разговоры и споры все те же. Но не только они: оказывается, и многие технические решения также перекочевали из прошлого.
БОЛЬШЕ КРУГ
Изначально на роль головного устройства в авто претендовало обычное радио, на первых порах в виде громоздкого ящика, разместить который было весьма проблематично. Неслучайно уже тогда предлагали, казалось, безумные решения, называемые ныне «скрытое устройство с выводом ручек настройки»! Естественно, все это было основано на жуткой механике и приводах – ни о каких кнопочных ДУ речи еще не вели.
Непостижимо для современного человека: в авто просочились… пластинки! Да-да, в начале 1960-х массово выпускались автомобильные проигрыватели. Мало того, на свет появились устройства, которые «принимали» сразу несколько штук. На что это похоже? Конечно, на современные CD/DVD-чейнджеры. Только они больше… значительно больше.
ВЫТЯНУТЬ В ЛЕНТУ
В конце шестидесятых привычные пластинки начинает теснить магнитная пленка. Да так лихо, что в отдельных регионах кассеты живы и сейчас. Минусы у них, конечно же, были, но они меркли на фоне компактных размеров и удобства пользования.
В середине восьмидесятых в бой вступил компакт-диск. Качественная цифровая запись, мгновенный переход от трека к треку и т.д. Назвать идеальным этот носитель нельзя, но держится он уверенно до сих пор.
В нашей стране носитель распространялся относительно вяло – был слишком дорог. К тому же первые CD-проигрыватели на ухабистых дорогах то и дело давали сбои – это сегодня проблемы с вибрацией можно считать решенными.
ВПИСАТЬ В РАМКИ
Стандартизация – признак прогресса. Подчинилось ей и автомобильное аудио: постепенно все головные устройства пришли к более-менее стандартным размерам. Но вписать электронику в привычное ныне гнездо 1DIN оказалось не так-то легко. Существовали даже модели с выносными блоками. Кстати, есть они и сейчас: так поступают, например, с ТВ-тюнерами.
Впоследствии проблема компоновки пропала сама по себе: механизмы стали компактнее, электроника гораздо миниатюрнее. Сейчас, к примеру, в 1 DIN легко умещается головное устройство с выдвижным 7-дюймовым дисплеем, усилителем и тюнером.
ЖЕСТКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Уменьшение размеров носителя при одновременном увеличении объема полезной информации – такова тенденция развития. И если пластинку можно было носить разве что в сумке, то диск, хоть с горем пополам, влезал в карман. Но для автомобиля, где места в обрез, а отвлекаться, заменяя диск на ходу, просто опасно, и такой вариант не самый уместный. Значит, опять нужны новые решения.
Рациональных наметилось несколько: использовать дополнительные устройства, которые работали бы с несколькими дисками и автоматически меняли их (чейнджеры), пожертвовать частью маловажной информации (алгоритмы сжатия, пример – MP3), усовершенствовать носитель (DVD, Blu-ray, HD-DVD), или… перейти на что-то совсем новое!
Решающие факторы – цена и удобство. Современное общество сроднилось с компьютером и Интернетом – отсюда и выплыли новые игроки: USB накопители, карты памяти и т.п. Они лишены подвижных частей – это огромный выигрыш в габаритах и надежности. Главный сдерживающий фактор – цена (которая уменьшается с каждым днем) и защита авторских прав.
Не секрет, что на CD стоимость самой записи (авторские права и т.п.) в несколько раз выше стоимости «болванки». А проблема пиратства в сети весьма актуальна. Потому индустрия звукозаписи не сильно жалует Интернет, но и отказываться от него не собирается.
Прогнозы на счет CD самые разнообразные. Одни считают, что он напрочь отойдет через пару лет, другие предвещают еще десяток лет вольготной жизни. Заметим, что Интернет в основном использует сжатые форматы, а аудиофилы их не приемлют.
ЗА ШТАТЫ
Современные автомобили все чаще и чаще комплектуют штатными аудиосистемами, притом делается это так, что замена крайне сложна. По части дизайна и защиты от воровства – огромный плюс, с точки зрения цены и выбора – такой же минус.
Вот и получается: пройдя множество ступеней эволюции, автомобильная техника словно уперлась в стену. Оправдывать это отсутствием конкуренции едва ли справедливо, но признаки снижения темпов развития наметились. Не шаг ли это назад?