Новобранец
РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
Внешне итальянский вседорожник неспроста напоминает легендарный «Ленд Ровер-Дефендер»: они – родственники. «ИВЕКО-Массив» – преемник модели «Сантана-Аннибал», которую производили на том же заводе в Испании, где в 50-х собирали лицензионный «Сантана-Ленд Ровер», очень похожий на «Дефендер». Но внешностью сходство в основном и ограничивается: «Массив» создан на основе полноприводного грузовичка «ИВЕКО-Дейли» (рассказ о нем читайте в одном из ближайших номеров ЗР), здесь более 1400 оригинальных деталей, и главное, основные агрегаты – двигатель и коробка передач – тоже ивековские, что для знатоков послужит наилучшей рекомендацией.
[caption id="attachment_852487" align="aligncenter" width="150" caption="За внешностью легкового автомобиля повышенной проходимости скрывается армейский грузовик с «командирской» кабиной. К «маскировке» приложил руку Джуджаро. \"] [/caption]Над внешностью и интерьером машины поработали в знаменитом ателье Джуджаро. Здесь умеют совмещать красивое с утилитарным – когда-то в дизайн-студии доводили и стрелковое оружие! Поэтому тактико-технические характеристики не пали жертвой стиля: грузоподъемность «Массива» – тонна (!), минимальный дорожный просвет (под редукторами мостов) – 200 мм, угол въезда – не менее 50 градусов. Автомобиль способен преодолеть 45-градусный подъем, удержаться на косогоре до 40 градусов и пройти без подготовки полуметровый брод. Не забудем про отключаемый передний мост: вариант 4х2 позволяет экономить до десяти процентов топлива (примерно литр на 100 км). А ширина проема задней двери (1000 мм) позволяет погрузить европоддон!
Для «Массива» предлагают два трехлитровых дизельных мотора – атмосферный (HPI) и с турбонаддувом (HPT). Их «конек» – горизонтальная «полочка» крутящего момента. При снижении оборотов в движении крутящий момент не падает, а остается постоянным – важно для проходимости.
Передние тормоза – вентилируемые дисковые, задние просто дисковые. Привод – гидравлический, двухконтурный, по схеме «Н». Чуть позже появится ABS, автоматически отключаемая при переходе на полный привод – на бездорожье электроника только мешает, зачастую намного удлиняя тормозной путь. Будет и принудительная блокировка дифференциала заднего моста (кнопкой на панели приборов). Первая добавит машине стабильности при торможении на высокой скорости, вторая – проходимости в особо сложных условиях.
МАРШ-БРОСОК
Водительское кресло позволяет комфортно устроиться за рулем даже рослому человеку. Правда, по ширине тесновато – сказываются корни «Дефендера». Локоть левой руки время от времени давит на фишку блокировки замков, расположенную в задней части узкого «подоконника» левой двери. Надеюсь, водители ростом меньше моих 184 см сдвинутся вперед и не будут доставать злосчастную кнопку…
Первая передача шестиступенчатой коробки оказалась очень короткой, и старт получился какой-то грузовой. Поэтому, чуть тронув машину с места, сразу перехожу на вторую (позже специалисты ИВЕКО подтвердили, что трогаться допустимо и со второй передачи). Двигатель мягко урчит, при нажатии газа придавая машине мощное ускорение. Момента наддувного мотора даже на «низах» более чем достаточно, потому быстро перебираю передачи, пытаясь понять, какая лучше подходит для городского режима. Четвертая удобнее в интенсивном потоке – обеспечивает хороший разгон и приличное торможение двигателем. А на пятой приходится держать не более полутора тысяч оборотов, чтобы не превысить разрешенные 50 км/ч. Пробую напрячь дизель, сбросив обороты почти до тысячи и нажав на газ – в диапазоне 1000–1500 об/мин набор скорости немного ленивый, но движок ничем не выдает своего недовольства: ни вибраций, ни дрожи.
Сижу высоко, гляжу далеко, легковушки рядом кажутся совсем маленькими. Наружные зеркала невелики, но благодаря сферической поверхности обеспечивают приличный обзор. Руль легкий, в городе маневрировать удобно, только радиус разворота – не легковой, в узкие улицы приходится поворачивать по-грузовому, с замахом.
Плавность хода хорошая, большие высокопрофильные колеса помогают скрадывать мелкие неровности. Но проскакивая на высокой скорости средние и крупные, ощущаешь, как большая неподрессоренная масса переднего моста подергивает автомобиль. В задней подвеске таких рывков нет. Уровень шумов и вибраций, конечно, не легковой, но и не грузовой: для полноприводника в салоне довольно комфортно, можно беседовать, не напрягая слух и голос.
На загородном шоссе пробую разогнаться до 120 км/ч – легко! Чувствуется, что набрать заявленные 160 вполне реально. Но увеличивать скорость нет смысла, поскольку угловатый кузов с плоским ветровым стеклом со свистом рвет воздух, а топливо стремительно убывает из бака. Прямую «Массив» держит хорошо, заметно лучше «Дефендера», но резко перестраиваться на такой скорости не стоит, да и не получится – машина задумчиво реагирует на действия рулем, ощутимо кренится. Добравшись до полигона ИВЕКО, первым делом загоняю «Массив» на яму для детального изучения.
ЛЕГКАЯ БРОНЯ
Рукоятка замка капота расположена справа – тоже наследие праворульного «Дефендера»? Не очень удобно, даже если лазить в моторный отсек придется только для долива омывайки. Зато передний бампер можно использовать в роли ступеньки. Хватит здесь места и для электролебедки. Точки контроля технических жидкостей выделены желтым цветом, доступ к ним не затруднен. Генератор – в верхней части моторного отсека: глубокие броды ему не страшны.
Мощная рама покрыта пластичной мастикой. Силовой агрегат упрятан надежно – даже если днище автомобиля коснется грунта, повреждение ему не грозит. Толстый стальной лист защищает демпфер рулевого управления и поддон двигателя спереди-снизу, а раздаточную коробку прикрывает трубчатая поперечина. Все топливные и тормозные трубки надежно упрятаны в раме – без защиты не осталось ни одного жизненно важного элемента. Топливный бак снизу покрыт толстым слоем полурезины-полупластика. Говорят, в мирной жизни ни помять, ни оторвать его невозможно.
Жесткие балки мостов подвешены на рессорах. Спереди – двухлистовые, сзади – более мощные, из четырех листов плюс подрессорники. Они проще и надежнее, чем пружины, обладают большей грузоподъемностью и упрощают конструкцию, поскольку одновременно служат направляющим аппаратом подвески. В задней части рамы можно установить поперечину с буксирным крюком, рассчитанным на трехтонный (армейский?) прицеп.
В общем, все сделано основательно, «по-взрослому». На таком хоть в пампасы, хоть на ранчо – проверить, как растет виноград и не разбежались ли быки и коровы.
РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ
Остановившись перед крутым подъемом, включаю колесные муфты переднего моста и пониженную передачу. Раздаточная коробка логично управляется одним рычагом, а пониженный ряд можно включить последовательно только после того, как подключишь «передок».
«Массив» не создан для того, чтобы летать, зато ползает очень уверенно. Крутящего момента с избытком, и даже со второй пониженной машина взбирается на тридцатиградусный подъем на минимальных оборотах. Водителю остается лишь выдерживать курс. Под капотом огромный запас тяги: на «правильных» шинах автомобиль преодолеет любое бездорожье даже с прицепом не меньше двух тонн.
На скользком 35-градусном спуске включаю первую передачу и вновь убираю ногу с акселератора – машина медленно сползает вниз на оборотах холостого хода, не пытаясь увеличить скорость. И не нужен никакой «горный помощник», популярный сегодня на многих «паркетных» вседорожниках.
Преодоление брода, похоже, – любимое упражнение для «Массива». Он плюхается в огромную природную ванну с удовольствием бегемота. Какие паспортные полметра, тут глубина никак не меньше 70 сантиметров! Плавно добавляю газ, поднимая перед собой волну: «Массиву» приходится толкать не одну тонну воды, но он абсолютно ничем не выдает нагрузки – ощущение, будто едем по ровному полю, причем с хорошим ускорением. А той самой волной чуть не смыло фотографа, стоявшего в конце «ванны».
Ходы подвески не очень велики, потому теоретически существует риск диагонального вывешивания. Однако для сложных мест есть известный прием – откатиться и пройти препятствие чуть быстрее. А когда появится блокировка заднего дифференциала, подвоха с этой стороны можно не опасаться. Кстати, при всем желании мне так и не удалось вывесить машину и таким образом заставить ее остановиться. Впрочем, скорее, не удалось найти на полигоне подходящего препятствия.
В КОНЦЕ ГОДА – В РОССИИ
Для кого же предназначен «Массив»? Конструкторы видят его в роли спасательного, сельского автомобиля, равно как и военного – уже сейчас они прорабатывают бронированный вариант. Возможно, гражданская версия понравится туристам и охотникам.
Основу семейства составляет пяти-дверный длиннобазный вариант, который будет доступен в России в конце года (ориентировочная цена – от 25 тыс. евро). Линейку дополняют пикап и шасси с кабиной, пригодное для установки любых кузовов. А чуть позже появится главный «проходимец» – трехдверный «Массив» с укороченными базой и задним свесом, он дешевле пятидверки на 100 тысяч рублей (цена около 22 тыс. евро).
Вряд ли вездеход ИВЕКО станет хитом продаж в России, но интерес к нему обеспечен. Ведь схожий по концепции «УАЗ-Хантер» у нас порой просто незаменим: хороших дорог, похоже, ждать еще долго.