Европа – за стабилизацию
Системы стабилизации ESP предотвращают значительное количество ДТП – таков неоспоримый факт. В Евросоюзе уже намечена цель: за несколько лет сделать эту систему если не базовой, то, по крайней мере, опцией, доступной в любом классе автомобилей. Стало быть, лозунг «больше и дешевле» как нельзя более актуален.
Одним из камней преткновения на пути к дешевой ESP до сих пор оставался капризный датчик (точнее, датчики) линейных и угловых ускорений автомобиля: он требовал особых условий установки. Вибрации, высокая температура, даже наклонное положение были ему категорически противопоказаны. Приходилось размещать сенсор в салоне, да еще строго перпендикулярно оси автомобиля – иначе не удавалось «развязать» продольные и поперечные ускорения. Такое место для небольшой коробочки, конечно, можно найти, но от нее требовалось тащить экранированный кабель сквозь моторный щит к контроллеру, расположенному прямо на гидравлическом узле тормозной системы, что заметно повышало «цену вопроса».
Инженерам фирмы «Бош» удалось кардинально решить проблему: отныне (а первая ласточка – ESP нового «СЕАТ-Ибица») датчики угловых и линейных ускорений расположены на общей подложке, которая, в свою очередь, интегрирована в плату контроллера системы стабилизации. Их работе не мешают ни высокие температуры, ни вибрации, возникающие при работе ABS или при езде по плохим дорогам. Единственное условие – горизонтальное расположение коробочки, а вот ориентировать ее вдоль оси автомобиля больше не нужно. Достаточно ввести в память контроллера известный из чертежей монтажный угол, а уж продольное и поперечное ускорения он вычислит сам.
И знаете что? Новый блок ESP в перспективе появится на европейских версиях «Тата-Нано» – самого дешевого из массовых автомобилей.