Мнимая величина
Многие убеждены, что облик автомобиля так же зависит от колес, как имидж хозяйки от цвета помады. Красота – страшная сила. Знаменитой «Антилопе» наверняка пошли бы литые диски, но купить их Козлевичу было негде – вот и ездил черт знает на чем.
Но только ли в красоте дело? Напомним условие майской задачи. В ней приведен перечень рекламируемых достоинств легкосплавных колес и задан вопрос: если все это правда, то почему автопроизводители не спешат отказаться от традиционных стальных?
Конкурсанты рассудили верно – дело, мол, в экономике производства. Автозаводам привычней и выгодней иметь дело со сталью – штамповать, сваривать, красить «железяки». Технологии просты, отработаны до мелочей, производительность огромная, себестоимость минимальная. А за литые и тем более кованые колеса из цветных сплавов автозаводы обычно платят, и немало, сторонним производителям. Красота влетает в копеечку! Материалы многократно дороже, технологии сложней, а тиражи меньше. Читатели, кстати, напоминают: «Не стоит судить о затратах автозаводов на обычные или алюминиевые колеса по их розничным ценам. Последние зависят от спроса, так что в действительности слишком дорого просят не за алюминиевые или магниевые колеса, а за «железяки», особенно импортные. Стальные колеса позволяют заводу прилично экономить, так что на дешевых моделях авто или просто в базовых комплектациях они будут жить еще долго…»
Но, кроме ответа на основной вопрос, мы, конечно, ожидали от читателей реакции на рекламные дифирамбы легким колесам. Подвоха многие даже не заметили – неужели всему верят? Оказывается, верят не все: «Удивляюсь наивности потребителей рекламы. Как можно доверять сказкам о том, что машина лучше разгоняется, быстрей едет, меньше ест топлива?»
С сердитым мужчиной не спорим – но задача рекламы в том и состоит, чтобы ей верили. Если спрос рождает предложение, то товар – его продажу. А в «сказках» давайте разбираться.
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ АВТОРЫНКА
Итак, о красоте спорить не будем – за колесами из эбенового дерева с бриллиантами в два счета выстроится очередь. Ну а как насчет улучшения разгонной динамики обещанного изготовителями «легких колес»?
Она ведь и вправду повышается – но насколько? Нам пишут: «При одинаковых толщинах алюминиевое колесо почти втрое легче стального. Но литейный сплав хрупок, тонкое колесо при ударе треснет – неизбежна авария. Поэтому в колесо закладывают много металла, оно становится очень жестким и при ударах не деформируется. Некоторые варианты немногим легче стальных».
Ну а как разгон выглядит в цифрах? Допустим, пять легких колес снизили массу машины с 1500 до 1490 кг. Это улучшит разгон автомобиля на 0,67%. Но уменьшатся и затраты мощности на «раскрутку» четырех – еще около 0,3%. Итак, можно считать, что ускорение машины при разгоне увеличится почти на процент – много ли? Нам пишут: «С одной стороны, это ерунда. С другой – в гонках от светофора и т.п. важны и доли процента. Правда, большинство из нас любители пива – а оно вносит в жизнь свои коррективы!» Верно сказано. Фанатично облегчая машину на килограммы, можно все свести на нет лишним грузом, неотрегулированным зажиганием и т.п. Что касается экономии топлива или повышения «максималки», мы читаем: «Расход топлива и максимальная скорость от материала колес практически не зависят». Действительно, лишь при городской езде с постоянными разгонами и торможениями влияние колес на расход топлива можно «отловить» хотя бы теоретически.
БОЛЬШЕ СКОРОСТЬ – МЕНЬШЕ ЯМ
На неровной дороге колесо испытывает вертикальные ускорения, зависящие от конфигурации колдобин, скорости движения и работы подвески. Чем массивней колесо и выше скорость, тем сложней подвеске отрабатывать неровности – машину сильней трясет, все больше времени колеса проводят в воздухе, вне контакта с дорогой – автомобиль заносит, им трудно управлять. Следовательно, если снижение массы колеса реально делает подвеску чувствительнее к неровностям дороги, то переход от стали к алюминию имеет смысл. Наиболее ощутим эффект при легкой, независимой подвеске. Правда, кое-кто иронизирует: «Даже при независимой подвеске эффекты от легкосплавных дисков заметит не каждый. А в зависимой – тем более!» В письме победителя – Виталия Ляшко сказано: «...легкое колесо лучше копирует профиль дороги, не нарушая контакта с покрытием – значит, выигрывают управляемость и активная безопасность». Конечно, безопасность выиграет еще больше, если не гнать по камням и колдобинам. Но любой может оказаться в критической ситуации не по своей воле – и вылететь с дороги из-за капризов подвески, так что «запас карман не тяготит!» Вывод? Россия – страна плохих дорог, где стальные диски более оправданы. Но это и родина лихих автолюбителей, поступки которых не всегда рациональны.
Вновь слово победителю: «Некоторые водители… скорее люди эмоциональные, чем прагматики, и готовы мириться с недостатками легкосплавных колес в угоду красоте». О более прочных кованых колесах: «…Они дороже, так как требуют большого объема механообработки, и 50–75% материала идет в отходы». О самых дорогих титановых: «Это уж совсем экзотика!» Мы же заметим, что по надежности легендарные титановые сплавы не всегда лучше стали – и надо очень сильно любить свою «Самару» или «Нексию», чтобы баловать такими подарками.
Задача № 8
ВЫХОДНОЕ ПОСОБИЕ
На лесной дороге Аллочка мечтала о своем, о девичьем, но особенно – о воздуш-но-десантных войсках. Не Коленькин ли голубой берет только что мелькнул за теми елочками? Вглядываясь в зеленый сумрак леса, на миг забыла о коварстве местных дорог, но удар и скрежет под капотом заставили прийти в себя. Показалось облачко пара.
Остановилась, вышла – и увидела, что из решетки на передке «Нексии» торчит палка, по которой стекает дымящаяся жидкость. Рискуя обжечься, палку выдернула! Жидкость побежала веселей, собираясь в вонючую лужу. Вспомнив страшные рассказы умных людей, девушка всерьез забеспокоилась: как дальше ехать? Не бросать же машину посреди леса?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 сентября 2008 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной удобный для вас способ быстрой связи.