Итальянское ассорти
В производстве возможны 11 584 варианта этого автомобиля! Причем цвет и полочки в кабине не в счет. Это только модификации на шасси длиной от 3845 до 10 070 мм и полной массой от 6 до 19 т, семь двигателей от 140 до 300 л.с., три типа и тринадцать моделей коробок передач, три варианта кабин и столько же размеров колес, пневматические или рессорные подвески! Кстати, полноприводные модификации представят позднее.
«АЛЛИСОН» В ДЕЙСТВИИ
Автомат на грузовике? Да, пятиступенчатый «Алиссон-S3000» установлен на самом тяжелом «ИВЕКО-Еврокарго ML190EL28». Именно такой – с рессорной подвеской, короткой кабиной и колесной базой 4590 мм достался мне для первого знакомства. Грузоподъемность машины 13 т, но реально в кузове 9. Впрочем, развозной грузовик редко бывает загружен до предела. Тестовый маршрут включает окраину города, кусок автострады, немного пригородного шоссе, идущего по окрестным холмам.
В незнакомом городе, при солидных габаритах машины автомат будет как нельзя кстати. Вместо привычного селектора три кнопки – «вперед», «нейтраль», «назад». Подрулевой рычаг только ограничивает диапазон переключений коробки. Впрочем, реальной нужды в этом нет: тормозить передачами на тяжелом грузовике малоэффективно, на то есть моторный тормоз.
Преимущества гидромеханики налицо: плавное троганье, переключения без разрыва потока мощности, меньшие нагрузки на трансмиссию. Кроме того, не откатишься на крутом подъеме, не подпалишь сцепление, трогаясь на груженой машине в гору, не ошибешься в выборе передачи. А реальную экономию, которую дает механическая коробка, почувствуешь только на дальних маршрутах. Кстати, по утверждению «Аллисон трансмишн», 19-тонный автомобиль с автоматом и 280-сильным дизелем за счет быстрого переключения выигрывает в разгоне у 300-сильного с «ручкой».
Езда с автоматической трансмиссией расслабляет. Начинаешь двигаться по-легковому – очень удобно, но совершенно неэкономично. За рулем тяжелой машины надо думать даже не на 10 секунд, а на добрую минуту вперед! Только тогда можно рассчитывать на экономию топлива. (Или на изысканную вендетту товарищей по профсоюзу?) Уверенно осаживает машину моторный тормоз – вперед проскакивают лишь горячие головы. Кстати, у него два режима. Автоматически срабатывать при нажатии на педаль тормоза, помогая останавливать тяжелый грузовик, или действовать в одиночку, замедляя машину перед светофором: при небольшой тренировке можно почти не пользоваться обычными тормозами. Впрочем, для настоящих горных условий устанавливают и более мощный гидравлический ретардер, способный укротить до 600 л.с. С таким помощником «Еврокарго» точно не станет выбиваться из общего потока на затяжных спусках.
КОЛЕСНЫЙ МИНИМУМ
«ИВЕКО-Еврокарго» может быть и на 17,5-, 19,5- и даже 22,5-дюймовых дисках. При этом маленькие колеса устанавливают и на машинах вполне солидной грузоподъемности. Живое тому подтверждение – автомобиль с индексом ML100E18 (полная масса 10 т, 180-сильный четырехцилиндровый двигатель) на самых скромных «катках». Он буквально лежит на асфальте, под глушителем посередине базы не более 200 мм – на таком даже на бордюр не заедешь. Масса порожнего всего 3,4 тонны. То есть везет в два раза больше, чем сам весит! Эдакий штангист-легковес – ростом не вышел, но чертовски силен. К тому же способен развернуться буквально «на пятачке» – благодаря выворачивающимся на 52° колесам диаметр разворота всего 11,1 м.
С непривычки раз попытался тронуться с третьей… Не вышло. Это не легковушка, здесь разница в передаточных числах между первой и третьей трехкратная, а машина с грузом весит почти 9 тонн! Впрочем, набрав 50 км/ч, можно смело переключаться на шестую. Самое время поупражняться с круиз-контролем. Передвинув рычажок под рулем, устанавливаю скорость и ограничение: весьма удобно в пригороде, где автострада утыкана знаками 50 и 70 км/ч. Случайно не разгонишься и не попадешь на полицейский радар.
На разбитом асфальте, которого в Италии достаточно, маленькие колеса в сочетании с короткой колесной базой спасовали. В кабине болтало, как на яхте в крепкий ветер. Представил, что в кузове 5 тонн – не песка, а ящиков с продукцией местных виноделов, и не стал торопиться. Упущенное преимущество наверстал на узких улочках.
* * *
Среднетоннажные грузовики когда-то несправедливо зачислили в бесперспективные. Согласен, этот сегмент растет медленнее других. Но там, где мелкий бизнес вырастает из кустарного производства в полноценное предприятие, средние машины активно находят себе применение. Ведь этот класс объединяет и компактные развозные, и почти дальнобойные машины, уступающие крупнотоннажным только в грузоподъемности и массе буксируемого прицепа. «ИВЕКО-Еврокарго» – тому наглядный пример.