Ушла на базу
ПЕРВАЯ СРЕДИ РАВНЫХ
На мировом автомобильном рынке у России сегодня уникальное положение. Российский сектор растет невероятными темпами. Граждане готовы покупать все больше и больше машин. Естественно, продавцам необходимо эту потребность удовлетворять.
Некоторые концерны, например японский «Мицубиси», уже определились: Россия для них – приоритетное направление в бизнесе. Избрав такую стратегию, и производство ориентируют на российские требования. Руководители концерна неоднократно заявляли, что в ближайшее время даже появятся модели, созданные специально для нашей страны. Примерно с таким же заявлением выступила недавно и «Мазда». Остальные, понимая, что застолбить участок на российском рынке надо как можно быстрее, пытаются отделаться малой кровью – например, сделать для нас специальную минимальную комплектацию машины (которая, собственно, и является «базой»).
Сегодня четко обозначились два подхода. Первый (назовем его условно «европейский») – когда компания поставляет на наш рынок те же автомобили, что, скажем, и в Бельгию. Положено по тамошним правилам иметь в базе ABS и четыре подушки безопасности – отлично, так и будет; но такой же точно автомобиль отправится и в Белгород. По сути, фирма-производитель считает, что покупатель из Черноземья – такой же точно европеец, поэтому получай, дорогой наш клиент, максимально безопасный и комфортный автомобиль. По такому пути идут практически все японские компании, а также европейские производители премиум-сегмента. Максимум, чем может отличаться «российская» комплектация от «среднеевропейской» – увеличенным клиренсом и более мощным аккумулятором (впрочем, это характерно и для автомобилей, поставляемых в Скандинавию).
Второй подход условно назовем «азиатским» (так в Россию приходили некоторые корейские и европейские фирмы). Производители, определяясь с базовой, то есть минимальной комплектацией, шли абсолютно прямолинейным путем. Из машины удаляли все опции, кроме ремней безопасности (иначе машину бы просто не разрешили к продаже!). Подобный маркетинговый трюк, цель которого – выпустить на рынок автомобиль дешевле 10 тыс. долларов, к примеру, применялся при вхождении в российские автосалоны бюджетных моделей «Хёндай-Акцент» и «Шевроле-Ланос». Их лишили подушек безопасности, ABS, гидроусилителя руля и электрических стеклоподъемников. Такой «Акцент» недавно теоретически можно было купить за 9990 долларов, а «Ланос» и вовсе за 8999. Правда, в более «продвинутой» комплектации «Ланоса», которая появилась позже, была одна подушка безопасности… Любопытно, что в самой Украине ABS устанавливали на нескольких вариантах комплектации.
Примерно так же действовали и представители «Рено», определяя базовую российскую версию «Логана». Перед пуском производства генеральный директор «Автофрамоса» (СП, которое собирает «логаны») Жан-Мишель Жалинье рассуждал о том, насколько русский «Логан» будет отличаться от румынского:
– «Логан» адаптируют к российским условиям. К примеру, аккумулятор позволит машине заводиться в сильный мороз. Будет специально проводиться антикоррозийная обработка мастикой, воском, включая днище кузова, чтобы гарантировать шесть лет защиты против коррозии.
Не обошел г-н Жалинье и тему безопасности водителя и пассажиров:
– В «Логане» есть все составляющие пассивной безопасности водителя и пассажиров, как и в любой модели «Рено». Мы еще сделали упор на боковой удар: особое внимание уделили стойкам и порогам.
Однако в базовой комплектации для россиян из машины изъяли подушку безопасности пассажира и ABS, которые присутствуют в европейской «базе».
АЖИОТАЖ ПО ДЕШЕВКЕ
Клиенты довольно быстро поняли суть маркетингового хода, и интерес к минимально укомплектованным недорогим автомобилям резко упал. Тот же «Ланос» вскоре появился с гидроусилителем руля, подушкой безопасности, кондиционером и т.д. Именно такие варианты пользуются спросом на рынке; на «базовые» версии приходится не более 5% продаж.
Любопытная деталь: российский покупатель готов стерпеть экономию на безопасности, но не потерпит ущемления собственного комфорта. Сегодня практически нет ни одной бюджетной иномарки, не имеющей в базе хотя бы дешевой магнитолы и электростеклоподъемников. Хотя в Западной Европе даже у «Мерседеса» запросто могут быть «весла» – ручные стеклоподъемники.
В начальной комплектации «Форда-Фокус» («Амбиент»), например, ABS недоступен в принципе, а в более продвинутом «Комфорте» систему можно установить за 10,4 тыс. рублей. Но как рассказывают дилеры, российские покупатели куда чаще экономят на этой опции, зато чуть не все заказывают литые диски (10,9 тыс. рублей)…
Кстати, в большинстве случаев просто так прийти в салон и купить «голый» автомобиль по минимальной цене, как правило, невозможно – такой придется заказывать индивидуально и ждать несколько месяцев. Но тут дело отнюдь не в том, что производители заботятся о безопасности и комфорте клиента. Просто продавать более дорогие комплектации выгоднее, чем дешевые.
КТО ОПРЕДЕЛЯЕТ «БАЗУ»?
В «Дженерал моторс» начальную базовую комплектацию для той или иной страны определяет европейская штаб-квартира компании.
– Представительство «Джи-Эм» в России адаптирует эту комплектацию к российскому рынку, если надо – добавляет или убирает некоторые опции, – рассказывает пресс-секретарь «Джи-Эм-СНГ» Агнеш Рона. – Цель – снизить базовую цену на автомобиль и дать возможность клиентам построить комплектацию «под себя» (набор опций – уже на усмотрение клиента). Это одно из основных преимуществ, например, автомобилей «Опель». Для определения «русской базы» проводим маркетинговые исследования.
Немного иная стратегия у «Шкоды».
– Базовая комплектация каждой модели обычно определяется импортером на каждом конкретном рынке, – поясняет глава департамента маркетинга компании «Шкода» в России Максим Лапин. Исследования же для определения «русской базовой комплектации», по мнению г-на Лапина, связаны со спросом и поиском компромисса между ценой и необходимым набором опций. Но в принципе к нам поставляются такие же базовые модели, как и в Европу.
– Завод «Шкода» проводит собственные исследования (сравнительные тесты, проверка автомобиля в эксплуатации и т.д.) перед выходом каждой модели на рынок. В основном все мероприятия – технические (тестирование подвески, разработка специальных пакетов для плохих дорог, анализ качества топлива и способности работать на нем современных двигателей). Например, в результате пробега «скаутов» от Москвы до Владивостока в 2007-м выяснилось, что мелкий гравий может застревать между тормозным диском и металлическим пыльником. Хотя вреда от этого нет, звук, который издает при этом автомобиль, крайне неприятный. В результате очень быстро были внесены изменения, позволившие решить проблему.
В российском представительстве «Форда» нам рассказали, что, кроме маркетинговых исследований, которые проводятся регулярно, примерно раз в год из головного офиса приезжает инженер-дорожник. Он проводит собственный анализ самых разных российских дорог: выводы тоже учитываются при составлении комплектаций для нашей страны, в частности, меняются настройки подвески.
На специфику «российской базовой комплектации» помимо спроса иногда влияют условия рынка: требования к световым приборам, размер и форма номерного знака, климат.
БАЗУ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЗАКОН
В Европе наличие подушек безопасности и ABS – законодательно установленное требование, то есть без таковых автомобиль вообще не может быть сертифицирован. Проблема России в том, о чем мы упомянули выше: да, покупатель хочет опций. Но в первую очередь не подушку безопасности, а кондиционер; не ABS, а литые диски. Поэтому так грустно звучит шутка, что в нашей машине за жизни водителя и пассажиров отвечают не подушки безопасности, а иконка на приборной панели…
Российский покупатель готов стерпеть экономию на безопасности, но не на собственном комфорте.
В отношении требований к активной и пассивной безопасности мы заметно отстаем от европейского рынка, чем и объясняются, в частности, особенности российских комплектаций.