Почему стоим? Кого ждем?
В течении какого времени движение в Москве остановится полностью, если нормы градостроительного плана предполагали наличие 230-250 автомобилей на тысячу жителей, а сейчас в Москве насчитывается более 235 автомобилей на тысячу жителей и активный рост их числа прогнозируется до уровня 300-320.
К сожалению надо признать, что при всей масштабности проводимых мероприятий, темпы роста количества автомобилей явно опережают темпы реконструкции улично-дорожной сети. Выводы специалистов по опыту большинства крупных городов говорит о том, что в решении транспортных проблем не обойтись без ограничительных мер. Какими они будут должны оценить экономисты и специалисты по организации дорожного движения, но очевидно также и то что, экономика задачи о передвижении автомобиля из пункта А в пункт Б в современной трактовке решена некорректно. Давайте разберемся более подробно. Для того, что бы автомобиль смог попасть из пункта А в пункт Б необходимо выполнение несколько обязательных условий. Необходим исправный автомобиль с достаточным количеством топлива, водитель, который знает как доехать из пункта А в пункт Б. И поскольку ехать мы собираемся не на танке или тракторе, а на легковом автомобиле, то необходима более менее подготовленная транспортная магистраль или проще говоря - дорога. Если первые пункты каждый автомобилист решает за счет личных финансовых возможностей, то в строительство транспортной магистрали, мы вносим свою лепту, в зависимости от количества лошадиных сил упрятанных под капот нашего авто. Налоговая схема косвенно учитывает уровень воздействия, оказываемый на дорожное полотно, конкретным автомобилем, но совсем не учитывает, как часто этот конкретный автомобиль выезжает на дорогу. Одно дело - пенсионер, радующий свою семью не частыми поездками на дачу в ближайшее Подмосковье или частный извозчик денно и нощно сканирующий московские тротуары. Вклад в дорогоустройство при прочих равных условиях будет одинаков.
Введение платы за фактическое пользование транспортной магистралью позволит частично восстановить "справедливость", а попутно поставить еще один вопрос перед московскими автолюбителями: "Насколько целесообразно мне сегодня ехать на автомобиле или я могу воспользоваться общественным транспортом?" Призывы к социальной сознательности вряд ли смогут победить соблазн автовладельца: выйдя из подъезда сесть в стоящий рядом автомобиль и забыв про потерянное время окунуться в плотный поток себе подобных.
В настоящее время уровень загруженности улично-дорожной сети находится в состоянии саморегулирования. Плотность транспортного потока определяется в большинстве случаев только пропускной способностью данной магистрали. Очевидно, что назрел момент введения элементов внешнего регулирования количества автомобилей в городе. Одним из таким регуляторов, может послужить введение платы за въезд в определенные зоны, например МКАД, ТТК, Садовое кольцо.
Введение экономических ограничителей путем повышения стоимости топлива или дополнительного налогообложения не обладает территориальной и временной локализацией. Введение жестких ограничительных мер на пользование автомобилей по принципу деления на четные и нечетные дни приведет к дополнительному росту числа автомобилей и неудобству их применения. Выделение отдельных полос для общественного транспорта - эффективная мера повышения его полезного использования, но за счет резкого снижения площади улично-дорожной сети для других участников движения.
При современном уровне развития техники процесс контроля за въезд в зоны ограниченного движения может быть организован в автоматическом режиме и не создаст дополнительных осложнений для транспортных потоков. Это подтверждено опытом применения такой практики в Лондоне и других европейских городах. Тарифная политика может быть сформирована в зависимости от времени суток, с учетом выходных и праздничных дней. Очевидно, что пик стоимости должен приходиться на начало и конец рабочего дня. Для большей эффективности и стимулирования эксплуатации малолитражных автомобилей в городе, тарифная политика может быть сформирована с учетом параметров автомобиля.
Конечно, я уже слышу массу возражений – это ограничение прав и свобод, моя машина, куда хочу туда еду, обираловка и пр. Да ограничение. Да лишние траты, но я согласен заплатить тогда когда мне действительно необходимо и ехать на автомобиле, имея гарантированную возможность относительно свободного передвижения, чем не платить, но каждый раз гадать сколько времени займет у меня прохождение того или иного маршрута. Сколько платить? Конечно, это должна быть не астрономическая сумма, сотрясающая семейный бюджет, но в то же время она должна быть ощутимой при принятии решения каким транспортом ехать.
Законы совместного проживания обязывают нас обеспечивать равные права для всех участников общества. Простейшие оценки показывают, что примерно 5 % жителей на своих автомобилях могут полностью остановить движение в городе, парализовав при этом работу общественно необходимых служб: городского транспорта, медицинского обслуживания, служб оперативной и пожарной безопасности. Это разве не ограничение конституционных прав и свобод для остальной части горожан?
Данное предложение, конечно не панацея от всех бед и подразумевает принятие и других мер направленных на решение транспортных проблем. В первую очередь это развитие общественного транспорта, а для этого необходимо освободить территорию.
Автор: Э.Богданов