Джентльменский набор

Джентльменский набор

От Ковентри до Лондона всего-то чуть больше 130 км, вернее – 80 миль. Для заводского испытателя фирмы «Ягуар» Боба Берри этот отрезок – «семечки». Особенно на такой машине…

РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬ

Прошло без малого полвека – история, как Берри весной 1961-го гнал машину из Ковентри в Женеву, чтобы успеть к открытию автосалона (другие способы доставки не позволяли прибыть к сроку), ныне кажется легендой. Но даже будь она таковой, прекрасно шла бы «Ягуару-E Tайп», в котором легендарного едва ли меньше, нежели стального, алюминиевого, кожаного.

Никаких электроприводов! Две нехитрые защелки на рамке ветрового стекла и одно движение рукой.

Благословенное время! В начале 1960-х на европейских дорогах не было ни нынешнего трафика, ни всевидящих радаров. Боб мог показать свое мастерство и пройти еще 120 км до Дувра «со свистом»… Увы, лишь небольшую часть того, на что способна эта машина, можно оценить даже на самых свободных дорогах нашего времени. А ведь этот желтый кабриолет хоть и немолод – рожден в 1974-м – оснащен не рядной «шестеркой», как первые «ягуары-Е», а роскошным 272-сильным V12.

Сидеть удивительно удобно, если до отказа сдвинуть кресло назад, пренебрегая дополнительным местом для багажа и понимая, что на лавочке сзади все равно никто не сядет. В формуле 2+2 вторая двойка, – скорее шутка.

Хочется проникнуть в машину быстрее – весь облик ее призывает к стремительности. Но миновать широченный, высокий порог и протиснуться между рулем и креслом легко и элегантно сможет лишь некто невысокий и стройный, к тому же натренированный. Ничего, буду вылезать пореже! Тем более здесь удивительно удобно: вытянутые ноги быстро нашли педали, тело обрело уверенное положение между дверью и центральным тоннелем. У кресла нет «развитой боковой поддержки»? И так никуда не денусь! Тонковат руль? Зато изящен и со знаменитой оскаленной мордой посредине. Смотрит грозно, словно спрашивая: «А ты готов к общению с такой машиной?»

12-цилиндровый красавец с четырьмя карбюраторами «Зенит» выдает 272 л.с. при 5800 об/мин.

В середине ветрового стекла странная конструкция – хромированная стойка, по которой двигают зеркало. Кстати, обзорность на удивление приемлемая – не хуже, чем у иных современных аналогов. Сидеть под мягкой крышей немного тесновато (Боб Берри-то гнал в Женеву купе!), но терпимо, хотя, конечно, кабриолет создан не для того, чтобы прятаться под тентом. Поворот ключа – сочно зарычал V12 (британцы чаще говорили – «двойная «шестерка») – симфония!

ВИРУС СКОРОСТИ

Из Кале Берри, вероятно, пошел сначала на юго-восток по побережью, но вскоре свернул на Бове. Бобу проще обойти Париж с юга, а затем направить длиннющий капот «Ягуара» на Осер…

У американской версии клыки бампера, сделанные по тамошним нормам безопасности, достают до земли.

Капот желтого кабриолета еще длиннее. Ведь на машинах третьей серии появились V12 и автоматическая коробка передач. «Ягуар-Е» сразу, с 1960-х, ориентировали на американский рынок. А поскольку спрос там, действительно, был особенно высок, с 1971-го автомобили стали предлагать и с автоматом. Разумеется, последний не отягощен электроникой, но работает на удивление плавно и скоро. Если глубоко и резко вдавить педаль газа, коробка быстро понимает, что требуется. Задние колеса шлифанули асфальт, тело вдавило в кресло, стрелка быстро понеслась к отметке 5000… Сбрасываю – больше не позволяет дорога.

Бобу Берри было сложнее – шины-то на ранних «ягуарах» были значительно уже. У машины 3-й серии и база подлиннее – 2667 мм против 2440. А вот полностью независимые подвески появились уже в 1961-м. Хитра задняя – роль верхнего рычага выполняет полуось! Эту подвеску, как и переднюю, нужно регулировать. Мастера, способные на это, нынче, разумеется, наперечет. Но если сделать все по уму да увеличить жесткость амортизаторов (разумеется, тоже без всякой электроники), автомобиль будет славно держать прямую и уверенно, почти не кренясь, «пожирать» повороты. При этом плотная подвеска комфортна – отменно глотает неровности даже наших дорог. Что уж говорить о Франции, по которой Боб Берри гнал выставочный «Ягуар». Руль его машины, кстати, наверное, был почувствительней. В этой – на малых углах пустоват. Но как американцам без усилителя?

Среди машин ХХ столетия «Ягуар-Е» по праву считают одной из самых красивых.

Дисковые тормоза осаживают зверя почти по-современному. На желтом кабриолете, правда, поздний тюнинговый комплект; стандартные, вероятно, послабее. Трудно сдержаться: вновь атакую педаль газа, чтобы еще хоть раз услышать сладостный бас и почувствовать, как спина давит спинку красного кресла…

МАШИНА, СЭР!

Свернув налево, на Дижон, Боб прошел уже около 300 миль. До швейцарской границы недалеко. Мелькают французские городки – Осон, Шампаньоль. Вот и граница, а тут и Женева…

По заводским данным, «Ягуар» с V 12 разгоняется до 100 км/ч менее чем за 7 с! Проверить не смог, но верить очень хочется.

На автосалоне 1961-го «E-Tайп» произвел фурор. Его ждал долгий и громкий успех – спортивные победы, огромная армия поклонников, обложки журналов, участие в фильмах, в том числе знаменитом «Как украсть миллион» Уильяма Уайлера, и даже слава поп-звезды. В свое время шведская группа «E-Tайп» была довольно известной. Mного машин ушло за океан, ну а этот кабриолет пересек его еще раз…

Британия – все же поразительная страна. Самые гениальные сыщики, по мнению английских писателей, – любители типа Шерлока Холмса или Эркюля Пуаро. Профессионалы – милы, но немного тугодумы. Шекспировский полет мысли и чувств неотрывен от постулата, что утром нужно есть овсянку, а чай следует наливать в молоко – ни в коем случае не наоборот.

Вот и в «Ягуаре» отменные инженерные решения – независимые подвески, дисковые тормоза, мощный мотор, очень приличная коробка – соседствуют… ну, скажем, со спорными. Сколько нужно тумблеров, чтобы включить наружное освещение и осветить панель приборов? Три! Один активирует габариты, второй (включать одновременно!) – фары, третьим (двухпозиционным: тускло – ярко!) озаряют приборы.

Сделать заметным выключатель аварийной сигнализации? Джентльмен обязан знать свою машину назубок! Помнить, что тумблер «аварийки» первый слева, омывателя – третий справа, ну а стеклоочистителя, конечно, – четвертый с той же стороны! Придется научиться ориентироваться в лампочках, разбросанных там и сям по принципу «где осталось место», приноровиться к рахитичным выдвижным фитюлькам управления отопителем.

И все-таки «Ягуар-Е-Tайп» – шедевр, на котором и сегодня (правда, попривыкнув к длиннющему капоту, отрегулировав углы всех колес, грамотно настроив четыре карбюратора) можно потягаться с иными современными моделями, претендующими на спортивность. В общем, ездить на нем – можно… А выходить, честно говоря – не хочется! 

«Ягуар-Е» представили весной 1961-го с рядным 6-цилиндровым двигателем объемом 3,8 л, с 1964-го ставили 4,2-литровый мотор. Выпускали купе и кабриолеты. С 1968-го строили модернизированные машины 2-й серии, с 1971-го 3-й. У этих машин была длиннее база, мотор V12 объемом 5,3 л, мощностью 272 л.с., изменены детали кузова и интерьера. Помимо 4-ступенчатой коробки передач предлагали автомат. Последний «Ягуар-Е» собрали 12 февраля 1975-го, остановившись на отметке 72 520 экземпляров. Из них купе 3-й серии – 7397, кабриолетов – 7990.

Подпишитесь на «За рулем» в