Конвой

Конвой

Большинство производителей определяют срок службы шин на стендах. Современная техника позволяет имитировать любые режимы – разгоны, торможения, движение с высокими скоростями и даже повороты. Стенд не зависит от погоды, застрахован от ошибок водителей и дорожных неожиданностей, может работать круглосуточно и без выходных. И все же стендовые испытания не позволяют определить реальный пробег шин до полного износа, поэтому периодически автомобили с опытными покрышками выезжают на дороги общего пользования. Конечно, это не свободное катание, такие испытания имеют свое название – «конвой».

Езда в конвое предполагает идентичность условий эксплуатации: темп движения, загрузку автомобиля, маршрут.

Ради объективности производители часто поручают подобные испытания независимым компаниям. «Мишлен», например, часто пользуется услугами специалистов TUV SUD – органа технического надзора и сертификации (см. «Нашу справку»).

Ресурсные испытания шин по заказу фирмы «Мишлен» в этот раз провел чешский филиал TUV SUD. Конечно, на автомобилях «Шкода».

БЕГ ПО КРУГУ

Комплекты шин делят на группы по четыре автомобиля. Если нужно откатать больше – составят несколько групп, в каждой по три машины, обутых в испытуемые шины, а четвертая – базовая, для сравнения.

Точность измерения – 0,01 мм.

Автомобилям и водителям присваивают порядковые номера. Это позволяет подконтрольно «тусовать» положение машин в конвое и водителей на них, чтобы исключить влияние субъективных факторов. Смен две – утренняя и вечерняя, по 250 км. Закончив цикл (2 тыс. км), колеса «передвигают» с машины на машину, причем так, как они стояли: каждое колесо «остается» на своем месте, поскольку в зачет идут показатели износа только передних покрышек – они стираются интенсивнее.

Для контроля износа каждая шина поделена на секторы.

Каждая четверка движется колонной по дорогам общего пользования. Машины оборудованы приборами GPS для контроля скорости и маршрута, а также акселерометрами продольных и поперечных ускорений. За плечами водителей – курсы «пилотов конвоя», опыт мягкой равномерной езды без резких разгонов и торможений.

Для ускорения испытаний (повышения интенсивности износа) в каждую смену проводится несколько интенсивных торможений и скоростных кругов определенного радиуса (по часовой стрелке и против).

По окончании каждого цикла замеряют глубину протектора – в четырех взаимно перпендикулярных секторах проводят замеры в 5–6 местах (зависит от рисунка протектора) по его ширине. Причем каждую канавку промеряют в четырех точках – через 90 градусов. Прибор – электронный, с точностью 0,01 мм. На основании замеров вычисляют среднюю величину износа передних колес.

Нескольких циклов достаточно, чтобы построить график интенсивности износа шин и спрогнозировать срок их службы. На этот раз «Мишлен» выбрал семь циклов, общий пробег составил 14 тысяч километров, на это понадобилось 28 рабочих дней. А общий ресурс просчитал компьютер.

ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ

Итак, конвой позади. Остается скрупулезно подсчитать результаты.

Начинается расчет с замеров глубины протектора новых шин. Вычитая из него допустимый «Правилами» остаток – 1,6 мм, получаем величину, которая подлежит истиранию.

По завершении каждого цикла замеры повторяют, а после семи циклов выбирают линию окружности, в которой шины изнашиваются максимально – именно по ней (а не по осредненной величине) будет идти расчет. Затем определяют износ шины за семь циклов и, разделив его на 7, средний удельный износ за один цикл. Остается разделить глубину протектора, подлежащую износу, на удельный износ, чтобы получить «длительность жизни» шины в циклах. Теперь, принимая ресурс базовой шины за 100%, можно составить табель о рангах для всех шин в конвое.

В нашем же расчетное количество циклов до предельного износа шин «Мишлен-Энерджи Е3А» составило 15,5 для левого и 15,1 для правого переднего колеса. Или 31 000 и 30 200 километров весьма интенсивного пробега.

НАША СПРАВКА

TUV – немецкое общественное Объединение по техническому надзору, ведет родословную с 1866 года. Именно тогда начал деятельность негосударственный независимый орган контроля за деятельностью предприятий, конкретно – объединение по надзору за паровыми котлами. Уже в 1906 году TUV контролировал работу промышленных дизельных установок, а в 1907-м стал проводить технический осмотр автомобилей. Со временем эта организация из немецкой превратилась в европейскую.

В 50-е годы ее основной задачей стала безопасность за рулем и на дорогах, а в 60-е добавился контроль за работой атомных станций и защита окружающей среды. В 1999 году TUV переименовали в TUV SUD AG. А в марте 2007 года в Перми открыт российский филиал, который занимается сертификацией систем менеджмента на соответствие международным стандартам ISO.

Подпишитесь на «За рулем» в