Новинки, исследования, изобретения
Лошадиная сила
То, что вы видите на снимках – вовсе не гужевое транспортное средство, вызванное к жизни снижением стоимости овса относительно бензина. Хотя в перспективе… Впрочем, если говорить серьезно, перед нами последняя разработка фирмы «Руш текнолоджиз», выполненная по заказу клиента из Турции «Курт системс», занимающегося подготовкой скаковых лошадей.
Выиграть престижные скачки совсем не просто, в процессе тренировки желательно знать все нюансы состояния лошади, снимать с нее телеметрию, имитировать нагрузку от жокея и многое другое.
Автотренажер весит около 4 тонн, и, конечно, никакой скакун не смог бы привести его в сколько-нибудь продолжительное движение. Поэтому под капотом спрятаны еще пара сотен «лошадок» двигателя «Вольво» рабочим объемом 2,4 л. Они-то и разгоняют мастер-класс, собранный на шасси пикапа «Форд-F150», до 60 км/ч.
Разгон начинается по выстрелу стартового пистолета. Перед скакуном привычно распахиваются дверцы «стойла», которое, однако, отслеживает его разбег. Водитель с помощью баранки не только поворачивает колеса, но и натягивает поводья. А внутри вступают в работу мощные компьютеры, для питания которых проложена отдельная бортсеть напряжением 240 В переменного тока. Они отслеживают работу сердца, кровоток, насыщение кислородом и ряд других не менее важных параметров. За мониторами пристально следят тренер и ветврач – их места расположены позади выдвинутого вперед по центру места водителя.
Остается ждать новых рекордов и небывалых призов. Не зря же на разработку «конемобиля» потрачены миллионы евро!
Зарешеченная технология
Возможно, в ближайшем будущем на наш аккумуляторный тест попадут батареи, выполненные по новой технологии «Пауэр Фрейм», разработанной инженерами фирмы «Джонсон Контролс». Тогда и увидим, насколько выросли ее пусковые возможности. А пока дадим слово авторам новинки.
Они называют свое детище не иначе, как «технологической революцией», а суть проста: решетка положительного электрода новой формы штампуется из металла, а не отливается или вытягивается, как обычно. По утверждению разработчиков, это минимизирует внутреннее сопротивление батареи (следовательно, растут пусковые токи), и, кроме того, активная масса прочнее держится на решетке (отсюда – долговечность и вибростойкость).
Форма решетки «Пауэр Фрейм» рассчитана таким образом, чтобы в критичных местах увеличилась ее прочность. Кроме того, было проверено моделирование прохождения тока по каждой перегородке с целью минимизировать сопротивление.
Пока по новой технологии будут выпускать батареи VARTA серий «Силвер Дайнемик», «Блю Дайнемик» и «Блэк Дайнемик».
«Пульс» в моторном масле
Новый ультразвуковой датчик уровня (и не только) масла в картере двигателя, разработанный фирмой «Хелла», на самом деле не измеряет его пульсации. Аббревиатура PULS означает Packaged Ultrasonic Level Sensor, что не требует перевода. Принцип работы аналогичен парктронику, только измеряется расстояние не до препятствия, а до поверхности масла. Специальный корпус успокаивает волнение жидкости в измерительном стакане.
Заодно (но уже не с помощью радара) фиксируется и температура масла, а в датчике PULS+C (Condition) еще и вязкость, плотность и диэлектрическая проницаемость, что позволяет выводить на монитор рекомендации о сроке замены масла.
Таким образом, на смену простому металлическому штырю, который необходимо периодически вытаскивать из двигателя для контроля уровня, пришло сложное устройство, содержащее несколько компьютерных чипов. Зато открывать капот больше не нужно: автомобиль сам подскажет, когда настанет пора долить или заменить масло!
А в портфеле разработчиков фирмы – проект динамического датчика давления, который будет так управлять электромаслонасосом, чтобы обеспечивать оптимальную смазку двигателя во всех режимах его работы. Но подробно напишем о нем в 2010 году…
«Каппа» из корейского алфавита
Двигатель семейства «Каппа» рабочим объемом 1,2 л впервые появится в сентябре под капотом «Хёндай i10». Мотор специально разработан для городского малыша и обладает лучшим в классе удельным крутящим моментом 94 Н.м/л, что позволяет резво стартовать от светофоров: это особенно важно при движении в режиме стоп-энд-гоу. После парижского автосалона такие моторы займут место и под капотами более крупной модели i20.
Разработка новинки заняла четыре года, что само по себе повод для более детального знакомства.
Его блок цилиндров отлит из алюминия под высоким давлением, благодаря чему мотор весит вместе с коробкой передач всего 82,4 кг – чемпион в своем классе.
В двигателе установлены свечи с резьбовой частью диаметром 12 и длиной 26,5 мм, что позволило увеличить каналы для охлаждения и диаметр клапанов – отсюда улучшение наполнения цилиндров рабочей смесью.
Привод клапанного механизма цепной, но цепь не роликовая, как обычно, а особой бесшумной конструкции, она не требует обслуживания в течение всего срока службы двигателя. Кстати, и ремень привода навесных агрегатов также служит на протяжении не менее 160 000 км и, благодаря эластичному корду, обходится без натяжных устройств (что также снижает вес).
В заключение отметим систему питания без сливного трубопровода и новый 32 МГц 16-битовый контроллер с двумя микропроцессорами, обеспечивающий идеально точное управление двигателем и составом выхлопных газов.
Ловушка для азота
Дизельные двигатели, все более популярные среди европейских автолюбителей, обладают одним беспокоящим экологов свойством: в их выхлопе всегда больше окислов азота, чем у бензиновых моторов. Впрочем, это лишь если измерять состав газов прямо в выпускном коллекторе. Дальше их путь лежит через хитрые ловушки, расставленные на пути всевозможных вредных примесей.
Одна из них, которая так и названа – NOX-Trap, впервые появится с сентября 2008 г. под днищем автомобиля «Рено-Эспас 2.0dCI». Чтобы объединить в одном корпусе накопительный нейтрализатор окислов азота и обычный окислительный нейтрализатор, разработчикам пришлось сделать ни много ни мало – 36 изобретений! Зато теперь в ловушке происходят сразу три процесса: дожигаются до СО2 углеводороды СН и угарный газ СО; монооксид азота NO окисляется до двуокиси NO2; последний, в свою очередь, превращается в безвредные азот N2 и кислород О2.
Вот как это делается. Для начала катализатор, состоящий из платины, бария и родия, помогает монооксиду присоединить еще один атом кислорода. Затем барий окисляется сам и соединяется с NO2, образуя нитрат Ba(NO3)2. В нем-то и накапливается в течение 10 минут окись азота. Затем двигатель на 5 с переводится в режим работы на обогащенной смеси, повышая температуру настолько, что на составные части распадается не только нитрат, но и сама окись азота! Готово. Можно дышать выхлопом, он почти не отличается по составу от атмосферного воздуха. Гарантией тому нормативы Евро V.