Точка возврата пройдена
«ЧЕТВЕРКА» И «СПЕКТРА» В ОДНОЙ КАМЕРЕ
Ижевскому автомобильному, казалось бы, не повезло больше всех из отечественных (советских) автозаводов. В сборочном цехе висит любопытная диаграмма, из которой следует, что наибольшее количество автомобилей – около 187 тысяч – в Ижевске собрали в последний год существования СССР. Сегодня на российском рынке доля продукции из столицы Удмуртии составляет лишь 4%. А в 2008 году в цехах «ИжАвто» будет собрано 72 тысячи автомобилей – даже меньше, чем в прошлом (78,8 тысячи). Казалось бы, говорить о каком-то стабильном и устойчивом положении не приходится. Более того, даже если представить, что завод выйдет на потенциальную мощность – она составляет порядка 350 тыс. шт. в год – надеяться, что «ИжАвто» возродится из «пепла» 90-х и станет автогигантом ХХI века, наивно.
Но даже лидерство по объемам производства, как видно на примере того же АВТОВАЗа, не гарантирует от серьезных экономических проблем, тогда как, по мнению экспертов, производство в Ижевске имеет ряд существенных плюсов – именно в силу небольших объемов выпуска. Судите сами. С 2000 по 2007 год на «Иже» каждый год ставилась в производство новая для завода модель: «Ода» в 2000-м, ИЖ-2717 в 2001-м, ВАЗ-2106 (2002 г.), далее ВАЗ-2104, «Фабула», фургон ИЖ-27175, «КИА Спектра» (2005 г.), «КИА-Рио», «КИА-Соренто»… Некоторые из перечисленных, например «Ода» и «Фабула», изначально вызывали скепсис у специалистов. Но и новейших «КИА-Рио» в Ижевске удалось собрать всего около 3 тысяч. Однако завод продолжает работать; сегодня в цехах «Иж-Авто» собирают четыре модели.
Общий объем инвестиций за последние годы превысил 100 млн. долларов. Этого хватило на закупку новых технологических комплексов – сварочного, окрасочного и сборочного. Как любят уточнять на заводе, «это не «Спектру» красят там же, где и «четверку», а ВАЗ-21043 попадает в те же окрасочные камеры, что «Спектра» и «Соренто». Выходит, «четверке» технологически повезло больше тех моделей, что остались на главном конвейере в Тольятти?
КИА ПИШЕМ, ВАЗ В УМЕ
– С началом выпуска «КИА-Соренто» по полному циклу нами пройдена, как говорят летчики, «точка возврата» – эти слова генеральный директор Ижевского автозавода Михаил Добындо произнес в июле этого года. Тогда с конвейера сошел первый вседорожник «Соренто», полностью сваренный, окрашенный и собранный в цехах «ИжАвто». – В нашем случае под точкой возврата я понимаю технологические процессы, которые уже невозможно развернуть вспять. Мы доказали, что «ИжАвто» готов работать в соответствии со всеми международными стандартами.
Очередной ижевский проект, связанный с выпуском автомобиля КИА, рассчитан на пять лет. Компания «СОК» инвестировала в проект «Соренто» около 30 млн. долл. Новая линия рассчитана на выпуск 15 тыс. вседорожников в год, а до конца нынешнего соберут 3 тысячи штук. Затем планируется выйти на уровень в 10 тыс. машин (именно столько «Соренто», по расчетам экспертов, способен «проглотить» российский рынок). Сегодня на проектах КИА здесь работает половина занятых в производстве специалистов – 2800 человек из 5500.
Рабочий на «ИжАвто» получает в среднем 12 тыс. рублей в месяц. Если для Москвы такая зарплата кажется невеликой, то в Удмуртии это хорошие деньги. Так что кадрового голода на «ИжАвто» нет.
Более того, опыт освоения моделей в кратчайшие сроки – а реализация проекта выпуска «Соренто» по полному циклу (сварка, окраска, сборка) заняла 16 месяцев – сделал Ижевский автозавод привлекательным для многих концернов.
И первым в очереди стоит… АВТОВАЗ. Слухи о том, что тольяттинский гигант проявляет интерес к ижевскому производству, ходят с конца прошлого года. В последнее время факт переговоров между Тольятти и Ижевском признают обе заинтересованные стороны, однако детали не разглашают. Глава АВТОВАЗа Б.Алешин недавно заявил, что переговоры вышли на финишную прямую; осталось лишь согласовать сумму сделки. Но уже можно с большой долей уверенности предположить, что речь идет о возможности перемещения «классики» с волжского конвейера на ижевский. Судя по всему, проект КИА при этом не пострадает – а зачем бы иначе корейцы подписывали с «ИжАвто» и правительством России соглашение о промсборке?