Повелитель ледяных струй
ПРИМЕТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
…Только я уселся поудобней в кресло ЗИЛа, только приноровился под строгим взглядом наставника к рычагам и педалям грузовика, только освоился с работой водной турбины, как из тенистой аллеи Петровского парка выходит баба с пустым ведром:
– Ребят, я водички у вас наберу?
Как отказать – ведь мы, поливальщики, истинные джентльмены автодорог Москвы. Спустя пару минут я уже уверенно рулил по дорожкам вокруг знаменитого Петровского замка. Не знаю, чего уж там ждал Наполеон, а нам с напарником-наставником Валерием нужно было спасать дороги Москвы от пожара июльского солнца…
Специфики в работе водителя поливальной машины хватает. Во-первых, меня научили заправлять цистерну. Процедура несложная, но требующая нескольких тренировок – подтаскиваешь к заливочному отверстию цистерны толстенный шланг, в строгой последовательности пускаешь воду. Если ошибиться в действиях – рискуешь оказаться мокрым как мышь. Что, собственно, со мной и случилось.
Далее – техническая часть. В соответствии с заданием – простой полив всей проезжей части либо чистка «лотка» – правой части тротуара, где скапливается вся грязь, смытая с дороги, – регулируешь направление раструбов при помощи обычных разводных ключей. Работа, конечно, грязновата: раструбы закреплены под бампером и облеплены маслянистой дорожной пылью. Наставник терпеливо объясняет, как закреплять «оружие», как рассчитать «прицел».
Затем, уже в кабине, проверяешь, как работает турбина – агрегат, который подает воду и создает давление полива. Вначале заводишь двигатель, затем переключаешь турбину на малые обороты. Итак, моя машина московской чистоты готова к первому бою! Тронулись?
…Примета о даме с пустой тарой сработала позже. Мне казалось, выполняю работу на «отлично». Веду ЗИЛ ровно, довольно быстро научился рассчитывать напор воды из двух раструбов. Сложность заключается в том, что турбина, которая под давлением подает воду из цистерны, управляется педалью газа. Но срабатывает она с небольшой задержкой. Поэтому если крепче придавить педаль, струи воды зальют не только проезжую часть, а и тротуар, по которому прогуливаются москвичи. Которых не предупредили, что за рулем «поливалки» – стажер.
Ощущения, доложу вам, непередаваемые – словно ты управляешь не грузовиком, а сам создаешь ливень! А когда видишь, как в капельках воды перед твоей машиной высвечивает настоящая радуга – за это, как говорится, можно все отдать!.. «Холодный душ» на мою голову вылился, лишь только я припарковался на обочине возле водной колонки. Помощник генерального директора ДМУ № 1 Андрей Соколов отчитал меня строго:
– Молодой человек, как можно не замечать пешеходов? Зачем вы их поливали? Они на тротуаре! А ваша задача – дорогу промывать…
Осталось только, виновато опустив голову, развести руками и вспомнить женщину с ведром…
ИСТОРИЯ ЧИСТОТЫ
Историческим в деле наведения чистоты в городе Москве стал 1932 год. Газета «Вечерняя Москва» 15 июля опубликовала крохотную заметку: «На улицах Москвы появилась необычная машина. Она предназначена для очистки от мусора и грязи брусчатых мостовых и закуплена в Австрии в фирме «Триппль»... По всей видимости, этот день и можно считать днем рождения уважаемой службы, отвечающей за чистоту улиц Москвы – государственного унитарного предприятия «Дорожно-механизированное управление № 1».
Именно там рискнули доверить мне руль поливальной машины.
Вообще, стать водителем уборочной техники несложно. Достаточно иметь «права» категории С, медицинскую справку, российский паспорт, фотографию – и вы готовый кандидат в работники одного из подразделений ДМУ № 1. Специального учебного заведения, где осваивали бы тонкости управления снегоуборочными, вакуумно-подметальными или поливальными машинами, нет. Но под руководством ветеранов профессиональный водитель довольно легко освоит особенности любого из этих агрегатов. Как говорят инструкторы, если человек умеет управлять грузовиком, то со спецтехникой найдет общий язык сравнительно легко.
При выполнении того или иного вида уборочных работ – и в летний, и в зимний период, есть свои нюансы. Например, при движении в колонне, когда машины встают одна за другой «клином» (вроде строя комбайнов при уборке урожая). Водитель должен строго держать дистанцию и при этом стараться не допустить в колонну лихачей. Зимой из-за них на асфальте может остаться участок неубранного льда или снега, летом – грязь.
ДМУ № 1 – большое предприятие: парк более 270 единиц. Это не только поливальные машины, но и техника для ремонтных работ (ямочный и капитальный ремонт дорог – тоже обязанность управления). Здесь и гигантский аэродромный снегоочиститель на базе «Урала», способный заполнить кузов КамАЗа всего за минуту. И огромная плавильная машина, перерабатывающая горы снега за считанные секунды.
Мне демонстрируют собственное изобретение – небольшой трактор, который применяется при очистке тротуаров и малых дорог. Под капотом этого произведения дорожного искусства – итальянский двигатель «Ламбордини».
– Разумеется, новичкам мы дорогую иностранную технику не доверим. Слишком дорого обходятся ошибки, – говорит Андрей Соколов. – Допустим, вакуумно-подметальная машина затянет в сопло что угодно. Мощности хватит, например, чтобы втянуть кирпич! Только это приведет к поломке всего механизма. В итоге мы несем убытки…
Заработки водителя уборочной техники в Москве – от 20 тысяч рублей в месяц. На первый взгляд, конечно, не слишком много для самого дорогого мегаполиса страны. Но при этом график работы – сутки через трое. Каждый работник ДМУ № 1 прикреплен к поликлинике. Естественно, что перед каждым рейсом водители обязательно проходят медицинский контроль.
…Прошел и я – давление оказалось в норме, алкотестер не зафиксировал присутствия алкоголя. Путь наш лежал на «Ленинградку», к знаменитому Петровскому парку, где цистерну заполняют водой из неприметной на вид колонки. К слову сказать, вода для уборки Москвы используется чистая, водопроводная – то есть теоретически можно напиться даже из шлангов поливальной машины.
Залили мы с напарником цистерну. Я завел двигатель, включил поливальную турбину. И тут из тенистой аллейки навстречу выходит баба с пустым ведром…
Редакция благодарит генерального директора ГУП ДМУ № 1 А.М. Семенова за помощь в подготовке материала.