Гонка с каменным лицом
К хорошему быстро привыкаешь. Но этап серии IRC (Intercontinental Rally Challenge), проводимый в нашей стране, все еще кажется событием выдающимся. Хотя уже второй год ралли «Россия» принимает элиту европейского ралли, выступающую на машинах молодого и перспективного класса S2000 (по задумке, эта техника скоро придет на смену «уорлд ралли карам» в чемпионате мира).
В десятиэтапном календаре IRC ралли «Россия» (экс-«Выборг») занимает четвертую строчку. На этой стадии турнира еще ничего не ясно, и экипажи-лидеры не рискуют пропускать даже «неудобные» гонки. А гравийных трасс всего четыре – остальные асфальтовые. И те пилоты, что на грунтовых дорогах чувствуют себя увереннее, едут к нам наиболее охотно. В общем, и год назад, и ныне недостатка громких имен не наблюдалось. В числе наиболее ярких звезд – бельгиец Фредди Лойкс, француз Симон Жан-Жозеф, финн Антон Ален, британец Гай Уилкс, чех Ян Копецки. Все как на подбор – чемпионы Европы разных лет и «юниорского» зачета чемпионата мира, чемпионы своих стран – потрясающая компания! Да что говорить, даже Дидье Ориоль, экс-чемпион мира, порадовал публику стартом за фирменную фиатовскую команду «Абарт»! Всего – 14 зарубежных экипажей.
Вдобавок «Россия» еще и этап чемпионата страны. Машины группы N (серийные «лансеры» и «импрезы», заряженные по максимуму) по мировым правилам приравниваются к S2000, и их пилоты тоже получают очки в межконтинентальной серии. Отличная возможность проверить свои силы в споре с европейскими грандами. И истинное пиршество для раллийных болельщиков! Но те, кто болел за наших, пережили «валидольные» дни.
Соотношение сил стало ясным уже после первого скоростного участка: в десятку лучших вошли только двое россиян, юный Евгений Новиков на «Импрезе» и опытный Андрей Жигунов на «Лансере».
Новиков, как и год назад, был здесь великолепен: выбрался с пятой на вторую позицию и, скорее всего, так бы и финишировал. Беда пришла на последнем СУ – приземление с трамплина прямо на очередной камень, оторванное «с мясом» колесо, поврежденный бензобак и обиднейший сход.
Впрочем, этот нехороший камень стал последним еще для нескольких экипажей. А вообще, трассу не упрекнешь в предвзятости – она выкосила поголовно всех лидеров российского чемпионата. На том же последнем спецучастке сошел и Жигунов. Лучшим из россиян в итоге оказался уралец Олег Антропов, выступавший на стареньком Evo VI. Девятое место, 17 минут отставания от победителя, финна Юхо Ханнинена («Пежо-207 S2000»). Гости опять выиграли на нашем поле. Камня на камне не оставили…
Большинство дорожек, задействованных под СУ, были разбиты еще в прошлом году. Их, конечно, подровняли грейдерами, но отлежаться грунт не успел. После проезда первого десятка машин из земли вылезали камни, а там, где не нашлось камней, образовались ямы. И каждый такой СУ экипажи проходили по два раза! Трасса «России» если не побила, то уж точно повторила собственный прошлогодний рекорд по числу сошедших экипажей. Из 71 добрались до финиша меньше сорока, причем половина из них воспользовалась системой SupeRally, позволяющей стартовать с изрядным штрафом на другой день после схода. Не выдерживали, в первую очередь, колеса, подвески и амортизаторы.
Дороги, возможно, были бы в лучшем состоянии, не разразись накануне гонки небольшой скандал. Сергей Успенский (глава раллийного комитета Российской автофедерации, идеолог и создатель ралли «Россия») в последний момент отказался поддерживать свое детище – из-за неустранимых разногласий с другими соорганизаторами. Вместе с Успенским выборгская «Россия» потеряла статус «гонки-кандидата на этап чемпионата мира» (он перешел к сентябрьскому ралли «Новороссийск»), лобби в ФИА и часть финансирования. Эх, как бы не пришлось нам спешно отвыкать от того хорошего, к которому мы толком еще не привыкли.
ЧТО ТАКОЕ КУБОК «РОЛЬФ»?
В рамках ралли «Россия» состоялся очередной этап Кубка «Рольф». Серия состоит из десяти этапов, часть приходится на чемпионат, а часть – на Кубок России. Для участия достаточно стартовать на «Лансере Evo» любого поколения. Борешься за места в официальных соревнованиях, а в качестве бонуса - возможность отличиться в Кубке «Рольф». Суммарный призовой фонд – 5 млн. рублей, а победителю сезона достанется еще «Лансер». Обычный, не «эволюционный», но все равно приятно. Правда, участникам чемпионата, для того чтобы его получить, придется выступить на заключительной гонке в Туапсе, которая объявлена финальной для Кубка «Рольф», но не входит в чемпионат.
С учетом обычных расходов раллийных команд – призы невелики, бюджета на них не выстроишь. Титул «победителя в зачете «лансеров» тоже не слишком громкий. Но даже такая поддержка пилотам на руку. А с точки зрения маркетинга ход беспроигрышный: о группе компаний «Рольф», учредившей Кубок, услышат сотни тысяч людей. И увидят на разных экранах и страницах журналов – как сейчас видите вы. Это нормально: без рекламы сегодня нельзя представить ни жизнь, ни тем более автоспорт.