Итоги ммас-2008: гадание на машинной гуще (автопасьянс)
ЧТО БЫЛО…
Они нас признали! И не на словах, а на деле. Теперь, когда 2-й Московский автосалон закончился, об этом можно говорить громко, уверенно и аргументированно. Они – это международная ассоциация автопроизводителей вообще, и каждый из ведущих мировых автоконцернов в частности. Мы – это российский авторынок, который впервые за последние годы стал соучастником столь глобального автомобильного явления как международный автосалон. И сколько бы ни твердили скептики о политических мотивах присвоения Московскому салону категории «А», которая уравняла его с Женевским, Парижским, Франкфуртским и Детройтским, политика здесь совершенно ни при чем. Скорость, с которой растет наш рынок, ни Америке, ни Европе в нынешних экономических условиях даже присниться не может.
Автопроизводители свой шанс не упустили, привезя в Россию все, что придумано, подготовлено к серийному производству и может начать продаваться прямо завтра. Товар преподносили лицом, не скупясь на фантазию и средства.
Размахом и пышностью стенды в Москве женевско-парижским масштабам не уступали, а некоторые даже превзошли салоны с почти вековой историей. Пресс-конференции для журналистов проводили не абы кто – либо главы Европейских штаб-квартир брендов, либо первые лица концернов, специально прибывшие в Москву. Кроме того, компании, впервые в истории отечественных мотор-шоу, привезли в столицу зарубежные журналистские пулы. Они начали ездить к нам, чтобы рассказать миру о грядущих тенденциях автомобильной моды. Когда раньше такое было?!
Даже концепты стали строить специально для нашего рынка. Mazda не скрывала, что Kazamai задумывался и разрабатывался исключительно для России. Урожай из 87 премьер взращивался тщательно, и угощение для российского авторынка получилось действительно королевским.
…ЧТО БУДЕТ
Перспективы на ближайшее время, связанные с развитием автобизнеса в России, так или иначе зависят от итогов прошедшего салона. Во-первых, стагнация продаж, начавшаяся как раз в августе, только акцентировала внимание покупателей на новинках компаний. Снижение активности спроса в Европе и Америке подстегивает производителей перенаправить в Россию поток жестко квотированных марок, а то и вовсе начать официальные продажи ранее запретных для нас брендов. Так, Honda как раз во время работы салона объявила о начале продаж своего премиум-бренда Acura. Правда, срок назначен на 2010 год, но интерес покупателей к этим "японцам" был стабильно высоким в продолжение всех двух недель работы выставки, так что эта марка, судя по всему, не последняя.
Volvo планирует продать до конца года более 300 единиц напичканного новинками электроники кроссовера ХС 60. Его стартовая цена 1 400 000 руб. Интерес к премьере настолько велик, что первые машины производитель предложит нам лишь в топовой комплектации, цена на которую вплотную приближается к 2 000 000 руб.
Даже такой экзотичный для нас бренд, как Alfa-Romeo, показавший коллекционный кабриолет-купе 8С Spider (от 250 000 евро), ощутил на себе прелести автоэйфории. Все девять эксклюзивных машин, включая выставочный образец, «не дожили» до окончания форума, будучи куплены посетителями.
Бомбами замедленного действия оказались стенды Toyota и BMW. Компании умышленно избегали анонсов, вместе с тем предупредили о шквале новых моделей, которые они выведут на наш рынок в 2009 году. Политика этих производителей – держать новинки в тайне вплоть до появления машин в шоу-румах. А в надежности таких обещаний сомневаться не приходится.
Новинки от Ford и Renault пытались удивить еще и ценой. Так, в компакт-классе стоимость премьерных авто не превысила 400 000 руб.
Новинки, премьеры, рестайлинговые версии – весь этот выставочный букет от почти 50 производителей свалится на голову нашему покупателю аккурат под Новый год. А еще через пару месяцев виртуальные заказанные и предоплаченные машины материализуются в шоу-румах дилеров. Этот момент важно не прозевать – как только первые струи «свежей крови» польются на рынок, значительно подешевеют нераспроданные авто предыдущих версий. Не воспользоваться этим – преступление перед собственной жадностью. Главное, оказаться в нужное время в нужном салоне.
Дмитрий Роткин, генеральный директор «РОЛЬФ Импорт» (официальный дистрибьютор Mitsubishi):
"В первую очередь, нас порадовала посещаемость основного стенда, где был представлен новый вседорожник Mitsubishi Pajero Sport (от 1 119 000 до 1 262 000 руб.). В следующем году мы планируем продать минимум 10 000 этих авто. А в октябре в шоу-румах появятся еще две новинки – долгожданный Lancer в кузове хэтчбек и рестайлинговая версия Mitsubishi Colt. В этом году мы заявили о том, что продадим 140 000 наших машин. Планы очень амбициозные, но они для того и существуют, чтобы их перевыполнять, – салон лишний раз нас в этом убедил".
Дейвид Томас, председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, президент «Вольво Карс Раша»:
"Для нас результаты очень оптимистичны. Опросы показывали, что нашу новинку Volvo XC 60 (от 1 400 000 руб. – ЗР.) посетители выставки признали одной из самых интересных премьер. Это автомобиль, который практически невозможно разбить. Установленная на нем система City Safety незаменима в плотном городском потоке и помогает предотвращать аварии на скорости до 15 км/ч, а также минимизировать ущерб на скорости до 30 км/ч. Все ХС 60, которые появятся на российском рынке, будут оборудованы этой системой даже в стандартной комплектации. Я думаю, что с таким интересом к модели со стороны потенциальных покупателей мы продадим очень много своих машин".
Петер Милинг, руководитель «Шкода Авто Раша»:
"Российский рынок – один из ключевых в нашей стратегии развития бизнеса. Подтверждение этому – не только тот факт, что в этом году мы начали сборку автомобилей Fabia, Octavia и Octavia Tour на заводе в Калуге, но и официальная мировая премьера топовой версии Skoda Superb — 3.6 л, V6 4x4 на автосалоне. Огромный интерес вызвал «горячий» хэтчбек Octavia RS с двухлитровым турбодизельным двигателем и автоматической коробкой передач DSG (коробка передач с двумя сцеплениями, обеспечивающая переключение скоростей без потери динамики. – ЗР)".
Найджел Брэкенбери, президент «Форд Мотор Рус»:
"В Москве Ford показал свои последние новинки – автомобили, которые только недавно были продемонстрированы на автосалонах в Женеве и Лондоне. Например, новую Fiesta и Focus RS. А некоторые из наших премьер вообще были представлены впервые – новый Ford Escape или концепт Amerika. Для автолюбителей это возможность увидеть мировые бренды автомобилестроения своими глазами, для нас – почувствовать реакцию публики на творения своих дизайнеров и инженеров".
ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ
Автоконцерны закинули пусть пробный, но очень важный шар в лузу российского авторынка. Экономические выводы сделаны, спрос уже в самое ближайшее время родит очередные конъюнктурные предложения. А оргвыводы надо делать принимающей стороне. В дни работы выставки все отметили два противоречивых факта. Первый – отменная организация мероприятия (ну если не брать во внимание неработающую сотовую связь и безумно дорогой и страшно невкусный фаст-фуд в местных точках питания). Второй – безобразное состояние инфраструктуры: многочасовые стояния в пробках на въезде и выезде, отсутствие свободных парковочных мест, проблема с общественным транспортом и т.п.
К следующему ММАС в августе–сентябре 2010 года устроители обещают открыть станцию метро, построить дорожные развязки, минующие МКАД, и дополнительно оборудовать парковочные места. А российский авторынок как раз к 2010 году должен перекочевать со второго места в Европе на третье в мире (Америка и Китай, как и на Олимпиаде, лидируют). Поживем – увидим, тем более что ждать осталось всего пару лет…