Хозяин тайги
Премьера очень популярного нынче на российском рынке «Форестера» второго поколения (кузов SG, код модели S11) состоялась в 2002 году на автосалоне в Детройте. Он пришел на смену модели S10 (первое поколение, кузов SF) и выпускался вплоть до появления преемника в 2008 году. Кардинальных отличий второй «Лесник» (а именно так переводится название автомобиля) не претерпел – все тот же узнаваемый силуэт, оппозитные двигатели, симметричный полный привод и внушительный список оборудования.
ОБЪЕДИНЕННАЯ ЕВРОПА
Машины, предназначенные для европейского и российского рынков, традиционно ничем не отличаются. Изначально к нам официально поставляли лишь автомобили с двумя оппозитными 4-цилиндровыми 16-клапанными двигателями – двухлитровыми мощностью 125 и 177 л.с. Начиная с 2004 года к ним добавили 2,5-литровый мощностью 210 л.с. Самый слабый – атмосферный, два других – с турбонаддувом. После рестайлинга 2005 года сохранили всего два мотора. Мощность их подняли до 158 л.с. в обычном варианте и до 230 л.с. в версии Турбо. Достигли этого благодаря системе регулировки фаз газораспределения AVCS (Active Valve Control System) и сдвоенным распредвалам DОНС.
Двигатели «лесников» агрегатировали как с 5-ступенчатой механикой, так и с 4-ступенчатым автоматом. Исключение – самая мощная версия 2,5 ХТ Турбо. Ее поначалу комплектовали лишь механической коробкой, а в 2005 году появилась версия и с автоматом.
У всех «форестеров» постоянный полный привод с самоблокирующимся межосевым дифференциалом. На машинах с механикой тяга распределяется в соотношении 50/50, на версиях с автоматом на переднюю ось передается уже 60%. Самую слабую 2,0-литровую оснащали к тому же демультипликатором с передаточным отношением 1,45, что существенно облегчало жизнь на бездорожье. Но распространялась опция лишь на машины с механической коробкой.
У послерестайлинговых машин изменили оформление передней части, оптику, добавили пластиковые накладки порогов и т.д. «Начинка» тоже претерпела изменения – появилась система поддержания постоянного дорожного просвета Self-levelizer и Нill Holder, помогающая с места трогаться в горку. Тогда же представили новый 4-ступенчатый автомат Sportshift с возможностью ручного переключения. Начали устанавливать колеса с 70-процентным профилем (вместо прежних 60) и изменили настройки подвески.
Отдельно отметим дополнения в списке стандартного оборудования. «Форестеры» первых лет выпуска имели в базе ABS, 4 подушки безопасности, центральный замок, иммобилайзер, электропривод стекол и зеркал с подогревом, релинги, легкосплавные колеса R16. Версии Турбо плюс ко всему располагали подогревом передних сидений и лобового стекла в зоне покоя щеток стеклоочистителя, а еще – климат-контролем, круиз-контролем и противотуманными фарами, что после обновления стало нормой для всех «лесников», равно как CD-ресивер, омыватели фар, 2 DIN-магнитола и противотуманные фары. В версии Турбо добавились еще ксенон, легкосплавные колеса R17 и система стабилизации VDC (Vehicle Dynamics Control) на машинах с автоматом. В качестве опций предлагали также кожаный салон, электролюк, высококачественную аудиосистему, навигацию, рулевое колесо «Момо». Всего и не перечислить, ведь до рестайлинга насчитывалось 7 комплектаций, а после – 17.
ОДИНАКОВЫ С ЛИЦА
На американском рынке «форестеры» начали продавать в том же 2002 году. Изначально предлагали всего два уровня оснащения Х (самый простой – некрашеные бамперы, задние барабанные тормоза и т.д.) и XS (расширенная базовая комплектация плюс опции) с единственным атмосферным двигателем 2,5 л (165 л.с). Затем, начиная с 2004 года, ежегодно добавляли по нескольку модификаций. Сперва представили ХТ с двигателем того же объема, но уже с турбонаддувом, выдававшим 210 л.с. На следующий год появилась XS L.L.Bean (большинство опций уже «в базе»), в 2006 году (после рестайлинга) – X L.L.Bean Edition (еще более «навороченная», нежели XS L.L.Bean), и наконец, XT Limited (самая полная). На 2007 год пришлись Sport 2,5 X (атмосферный двигатель 2,5 л мощностью 173 л.с.), Sport 2,5 XT (двигатель 2,5 л с турбонаддувом, мощностью 224 л.с.) и 2,5 X w/Premium Package (сродни дорестайлинговой XS).
Моторы всех автомобилей агрегатировали как с 5-ступенчатой механической коробкой, так и с 4-ступенчатым автоматом. Исключение модификации L.L.Bean (как XS, так и X Edition) – только с АКП.
В целом уровень оснащения разных комплектаций отличался не очень заметно: где-то добавляли незначительные опции — подогрев сидений, кожаная оплетка рулевого колеса, где-то улучшенную аудиосистему с усилителем или кожаный салон и люк.
От европейских собратьев здешние машины отличает оптика (форма светового пучка и дополнительные отражающие элементы), бамперы (выштамповки под квадратные номера) и оцифровка приборов в милях и фаренгейтах. Если же хотите традиционную европейскую размерность – поищите экземпляры для рынка Канады.
УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
«Лесники» на внутреннем рынке Японии, по сути, тоже ничем не отличаются от своих собратьев в других частях света, кроме, конечно же, расположения руля и куда более богатого и разнообразного списка оборудования. Многие местные опции на автомобилях для других стран просто не встретишь. Например, спортивный пластиковый обвес, 18-дюймовые колеса, MD-плеер и т.д.
Всего насчитывается более 10 вариантов исполнения «лесников», но наибольший интерес представляют самые распространенные 2,0 (X, XS, XT, X20), Cross Sports и L.L. Bean Edition – верх комфорта и оснащения. Версии Х разнятся внутренним и внешним оформлением, а Cross Sports – отличается иной философией. Здесь не ограничились спортивными педалями и рулем – машины щеголяют спортивным обвесом, уменьшенным до 170 мм клиренсом (на всех остальных – 195 мм), измененными настройками подвески и т.д. Хорошо принимают у нас и заряженную модификацию STI. Есть за что – 18-дюймовые легкосплавные колеса оригинального дизайна, дисковые тормоза «по кругу» (передние вентилируемые), спортивный салон, 6-ступенчатая механическая коробка передач и 265 (!) л.с. под капотом.
ХОРОШИ ПО-СВОЕМУ
Благодаря своим потребительским качествам «лесники» многим пришлись ко двору, а значит, есть из чего выбрать и на вторичном рынке. «Европейцев» здесь нынче немного – курс евро и таможенные ставки делают их не очень конкурентными. У других свои плюсы и минусы. «Россияне» привлекают прозрачной историей, но ездили по родным просторам и на нашем бензине. «Американцы» – дешевле остальных, но ухожены плохо. Хозяева частенько забывают менять масло, а высокотехнологичные двигатели «Форестера» этого не терпят. «Японцы» хороши всем, кроме расположения руля, что у нас, как ни посмотри, удовольствие сомнительное.
Редакция благодарит Московский Forester Club (www. Forester-moscowclub.ru) за помощь в организации съемок.