Пора менять трубы?
Заводы компании, основанной в 1873 году Августом Бильштайном в городке Эннепеталь неподалеку от Кельна, сегодня разбросаны по всему миру: два в США (Гамильтон и Сан-Диего), один в Румынии (Сибиу) и еще два в Германии (Мандерн и Эннепеталь). На последних мне и довелось побывать.
В Мандерне сосредоточено производство оригинальных узлов, поставляемых на конвейер БМВ, «Порше», «Даймлера», «Фольксвагена», «Лотоса», «Феррари», «Джи-Эм», «Рено», «Субару», «Тойоты» – всех не перечислишь. Причем речь идет не только об амортизаторах, но и о крупных узлах, разрабатываемых вместе с головным концерном «Тиссен-Крупп» (ThyssenKrupp), – например, модулях пневмоподвески для «Мерседеса» Е- и S-класса или передней подвеске «Порше» в сборе с рулевым управлением. Конечно, основная специализация – именно амортизаторы, причем однотрубные конструкции (ЗР, 2007, № 10) постепенно теснят традиционные двухтрубные. Сегодня в секторе оригинальных комплектующих «Бильштайна» – 20% однотрубных амортизаторов с газовым подпором (на автомобили класса «суперспорт», где требуется стабильность характеристик в самых напряженных режимах, идут только они) и 80% более дешевых двухтрубников. Ежедневно на всех заводах компании производится 40 000 амортизаторов.
Но самое интересное – на маленьком заводе в Эннепетале, где вручную собирают знаменитую «желтую линию», предназначенную для спортивных автомобилей или глубокого тюнинга обычных. Конечно, амортизаторы – это лишь часть ансамбля, поэтому для тех, кто желает сразу получить настроенный пакет, предлагают стойки в сборе с пружинами «Эшбах» – на «спорт» идут только они. Ну и, наконец, для самых искушенных – амортизаторы с регулировкой усилия сжатия и отбоя.
Чтобы правильно настроить подвеску, ее надо испытать. Полигон «Бильштайна» – расположенный неподалеку Нюрбургринг (рассказ о нем читайте на с. 98). Недаром все въезды на Нордшляйфе увешаны знаменитым желто-голубым логотипом. Тут же и целевая аудитория: на свободные заезды собираются тюнингисты со всего мира.