Запись на прием
ГЛАСНОСТЬ ВО ВСЕМ!
Отношения между всяким сервисом и заказчиком определяют Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств № 290 от 11 апреля 2001 года. Они соответствуют Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» и обязательны для всех предприятий автосервиса. Иные мастера охотно забывают правила, особенно если клиент не настаивает. На вывеске СТО должно быть указано ее наименование, место нахождения, режим работы. На видном месте в сервисе обязаны поместить копию свидетельства о его регистрации и всю информацию об оказываемых услугах, включая сроки выполнения работ, стоимость, гарантию. Указать категории льготников, а для постоянных заказчиков – скидки на стоимость работ и запасных частей по дисконтным картам предприятия. Если этого нет, поищите другой сервис.
А вот сертификат соответствия оказываемых услуг – с приложением видов работ и марок автомобилей, на которые он распространяется, – документ необязательный. Но всякая солидная СТО его имеет, ведь номерные агрегаты, замененные вне сертифицированного сервиса, ГИБДД не регистрирует.
ОСТОРОЖНО – «АКУЛЫ» СЕРВИСА
При покупке новой машины в автосалоне вас стремятся намертво привязать к конкретному техцентру. А как быть с подержанной? Дабы «кот в мешке» впоследствии не царапался, его надо привести в порядок, но не в первой попавшейся СТО! Для ее «акул» сияние на лице обалдевшего от счастья покупателя – то же, что запах крови для настоящих акул: навяжут уйму ненужных работ и обдерут как липку. Не знаете надежной фирмы – с обследованием повремените. Информацию о сервисах нынче легко найти в Интернете. Пригодится и опыт знакомых.
Итак, вы в сервисе. В каждом приходе свой устав, а на каждой СТО свои порядки, лишь бы не вразрез с Правилами. Сдавая машину в ремонт, вы должны заключить письменный договор с сервисом об оказываемых услугах. Устных договоренностей даже с хорошей СТО лучше избегать, а с халтурщиками тем более. Тут и суд не поможет.
Заказчик должен предъявить документ, удостоверяющий его личность, и свидетельство о регистрации автомобиля. Если машина чужая, предъявить доверенность на право управления.
О каком же договоре речь? Это заявка на ремонт, заказ-наряд на выполняемые работы либо иной документ, содержащий сведения об исполнителе, заказчике, автомобиле, перечне и стоимости выполняемых работ, используемых запасных частях, расходных материалах, дате приема заказа и сроке его исполнения. Договор скрепляется подписью и печатью ответственного исполнителя (мастера) и подписью заказчика. Это основной юридический документ, регламентирующий отношения гражданина с сервисом.
В некоторых СТО заказчика в ремзону не пускают, хотя обязаны! Но в любом случае, помимо договора, должны составить приемо-сдаточный акт с подписями обеих сторон – и у хозяина больше шансов получить из ремонта комплектный, исправный и заправленный автомобиль, а не «облегченный», ободранный, помятый и т.д.
СЛОВО – СТРАШНОЕ ОРУЖИЕ!
Заявку на ремонт автомобиля надо заполнять со всей тщательностью. От написанного зависят объем и стоимость работ. Четко сформулируйте свои пожелания! Если источник дефекта неясен, точней опишите, как он проявляется, откуда, по-вашему, доносится стук, вытекает жидкость. Если не «грузить» себя такими проблемами, а просто написать, например «…диагностика состояния двигателя и, при необходимости, его ремонт», то жизнь себе вы облегчите на минуту, а кошелек, возможно, надолго. Кое-где вам охотно заменят все подряд: «Просили? Платите и получайте!»
Особая легкость пера присуща романтичным дамам, в каждом слесаре видящим рыцаря. В нечистоплотном сервисе такие нарасхват – их с энтузиазмом раздевают до нитки.
Важная часть заявки – предварительная смета на работы, запасные части и материалы, предоставляемые сервисом. По требованию заказчика исполнитель обязан составить смету, но на некоторых СТО вообще нет утвержденного прейскуранта на услуги. Если в ответ на вопрос, сколько будет стоить работа, мастер задумчиво вас разглядывает, – уезжайте прочь.
ПОЧТИ ЧЕСТНЫЕ СПОСОБЫ ОТЪЕМА ДЕНЕГ…
Популярный способ «развести» клиента – не согласуя с ним, увеличить объем работы. Даже если дополнительные операции реально выполнены, заказчик имеет право отказаться от оплаты. А тем более, если достаточно наблюдателен – и готов оспорить сам факт оказания ему услуг: «Был ли мальчик?» Согласно Правилам, все сомнения – в его пользу.
Другой способ хитрей… Скажите, кто должен закупать запчасти и материалы для ремонта? Приличный сервис не станет обременять заказчика – все возьмет на себя. Но кое-где заставляют людей это делать – и убивают двух зайцев: можно не заботиться ни о комплектации станции запчастями, ни о гарантийных обязательствах. Если что, скажут: «Деталь ставили вашу? Износилась – вот и платите за ее замену!»
Жаль, если владелец не ведает, что его обманывают. Если уж заказчик привез запчасти, мастер обязан принять их в работу. На них распространяются гарантии как магазина, так и сервиса, за исключением случаев, когда запчасти бракованные, о чем заказчик еще до выполнения работ был предупрежден исполнителем. Вот пример. Заказчик привез ветровое стекло, но мастер заметил на кромке скол, способный дать начало трещине. Вклеить стекло согласились, но в гарантии владельцу отказали. Ведь при эксплуатации машины неизбежны вибрации кузова, колебания температуры – от скола пойдет трещина.
Понятно, у каждой запчасти свои особенности. Так, оригинальные поршни обычно из сплава надлежащего качества. Внешне они почти неотличимы от сделанных на стороне, но служат те и другие по-разному. Неспроста срок гарантии на них может сильно отличаться от гарантий для сторонних производителей.
Продолжение бесед на эти темы – в будущих номерах журнала.