"Мустанги" в аравийских песках
Флаги 47 стран, развеваясь перед демонстрационной площадкой, уставленной ползающей, стреляющей, летающей и всякой прочей военной техникой, подчеркивали важность и всемирную значимость происходящего. Еще бы, сразу 830 фирм наперебой хвастали достоинствами своих боевых машин: толщиной брони, проходимостью, убойной силой, грузоподъемностью, живучестью и маневренностью. И все это с одной целью - привлечь внимание богатых покупателей.
В том, что на полигоне наши смогут без слов объяснить, какой армейский грузовик самый крутой, никто из россиян, похоже, не сомневался. Четырехосный полноприводный бортовой КамАЗ-6351 с двигателем в 360 лошадиных сил - представитель семейства «Мустанг» - по проходимости мало в чем уступит танку. Не нашлось конкурентов и трехосному, с самозагружающейся съемной платформой КамАЗ-43116 (6Х6), легко поднимающему на борт 12 тонн. Третьим российским участником стал двухосник КамАЗ-4911, серийный собрат того грузовика, что безоговорочно первенствовал на последнем ралли до Дакара. Эдакий 47-тонный непоседа, способный мчаться со скоростью до 160 км/ч. Все три машины изготовлены в «жаропрочном» варианте и предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья.
И вот первый день показательных выступлений. Полигон в окрестностях Абу-Даби. Кусочек пустыни, разрисованный противотанковыми рвами, стенами препятствий, холмами-трамплинами. Лязг гусениц, грохот моторов, рев турбин. И невозмутимые шейхи на трибунах, спокойно взирающие на то, как танки, тягачи и автомобили пытаются превратить 90-секундное выступление в победное шоу. Получилось не у всех. Хотя американский армейский трехосник с независимой подвеской всех колес, без проблем преодолевший буераки, кочки и даже вертикальные «стенки» высотой до метра, заслужил явное одобрение публики.
Вечный наш конкурент, четырехосная Tatra, выступавшая непосредственно перед КамАЗами, тоже не испугалась ни заполненных водой рвов, ни коварных холмов, обрывающихся в никуда, ни других препятствий. Но за рулем, похоже, сидели слишком осторожные люди - то ли не выкладывались до конца, то ли не особо доверяли своей технике.
Настоящее шоу началось, когда на старт выехала тройка КамАЗов. Ямы и холмы - легко, вертикальную стенку - запросто, трамплин - нет проблем... И все в бешеном темпе, с русской лихостью. Аплодисменты на трибунах!.. Оказывается, и шейхи могут проявлять эмоции.
Но после выступления наших ждал неприятный сюрприз. Они оставили машины в зоне демонстрации - для осмотра высокими военными чинами, а вернувшись, обнаружили, что у двухосника пробит радиатор. Пригляделись - проткнут острым предметом, изнутри, в месте, куда могла дотянуться только рука диверсанта... Интересно, кому это наш 4911 так понравился? Наивные! Трехкратный победитель Дакара Владимир Чагин с товарищами и не такие поломки в боевых условиях устраняли.
То ли недостойный выпад конкурентов так завел Чагина, то ли просто не привык мэтр выступать без блеска, но на следующий день он на своем двухоснике все четыре положенные минуты вытворял что-то невероятное. Машина носилась по полигону со скоростью легковушки, взлетала с холмов-трамплинов, на глазах у изумленной публики буквально зависала в воздухе и потом мягко приземлялась на все четыре колеса. Как рассказал после своего циркового выступления Чагин, разогнавшись перед самым большим трамплином до ста километров и взлетев, он начал считать... Получилось, что в воздухе грузовик пробыл секунды четыре! Итог - бурные аплодисменты на трибунах и в ложе почетных гостей плюс рожденное зрительскими массами прозвище для нашего двухосника - flying truck (летающий грузовик).
Вслед за Чагиным полетать с большого трамплина вознамерился белорусский экипаж. Но их машина, клюнув носом, участвовать в представлении больше не смогла. На холме куда скромнее прыгнул было один из военных джипов - и разбил подвеску. Больше желающих полетать над полигоном не нашлось.
Не подвели россиян и остальные выставочные КамАЗы. Четырехосный автомобиль преодолел на своем пути все, что было возможно и невозможно преодолеть, в том числе и двухметровый танковый ров. А водный канал форсировал и вовсе безо всякого почтения - и вдоль, и поперек. Трехосник же за свои четыре минуты успел сбросить кузов, а потом заново водрузить его себе на шасси.
За все дни, что проходила демонстрация, КамАЗы не попали ни в одну неприятную переделку - лучшее доказательство их надежности. А ведь события разворачивались совсем не на выставочном подиуме: у конкурентов неудачи не были редкостью. Сама судьба обрекла хозяев IDEX-2003 вручить нашим один из главных призов выставки - «За самую совершенную технику, представленную на демонстрационных выступлениях». Американцев, между прочим, наградили призом «За самую представительную экспозицию». Не умением, так числом?
Но не в пирогах, как известно, счастье. Прежние выставки обеспечивали челнинцам неплохие контракты: в ОАЭ поставлено уже более двухсот КамАЗов, скоро туда отправится еще одна партия машин. Сегодняшний успех тоже, надо полагать, принесет автогиганту не только моральное удовлетворение.