Чудеса от Москвы до Бреста
Этому направлению во все времена уделяли много внимания. А как же иначе: здесь не какая-нибудь богом забытая дорога на Колыму, а основной путь на Запад! Теперь говорят «европейский коридор». Все 441 км автострады – от Москвы до границы с Белоруссией – считаются дорогой 1-й технической категории. Правда, большую часть (а если точно – 303 км) стыдливо называют «категорией 1б», то есть не дотягивающей до первой. Здесь четыре полосы, но полотно не слишком ровное, нет ограждения и разделительных барьеров, не хватает освещения. Словом, как и везде по стране, большая часть дороги (62%) не соответствует нормативам.
Много лет на ее содержание выделяли недостаточно средств, но в других местах и того хуже. Скажем, территориальная дорожная сеть Смоленской области, раскинувшаяся справа и слева от «Минки», запущена куда больше. Чтобы привести ее в нормальное состояние, потребуется 17 млрд. рублей. Но весь годовой бюджет области – 14 млрд., а на дороги (8,3 тыс. км) выделяют… не более 1 млрд. в год. В результате многие из них не ремонтировали по 20–30 лет, и они практически исчезли.
У М1 свои беды: многие участки работают в режиме перегрузки, интенсивность на выезде из Москвы составляет 110–120 тысяч автомобилей в сутки.
В правительстве принято решение – в ближайшие годы привести в порядок все основные федеральные автомобильные дороги. Прошлым летом приступили к реконструкции трассы «Дон», в этом году начались работы на трассе «Урал». Дошла очередь и до М1. Финансирование реконструкции откроют с 2010 года. На пятилетку для этого выделяется почти 65 млрд. рублей. Чтобы лучше представить, как эффективно распределить эти огромные средства, на дорогу вышла (вернее, выехала) группа федеральных чиновников во главе с министром транспорта России Игорем Левитиным.
Министр начал издалека – с белорусского Бреста. Одна из целей поездки – на месте выяснить, почему так медленно движутся грузы из Европы в Россию. По этой трассе ежедневно проходит более 5 тыс. большегрузных автомобилей – 25% (!) всего потока грузовиков, занятых международными перевозками через границы страны.
Не стану касаться всех проблем, потому что сегодня что-то улучшать можно только в частностях, а не в общем и целом. Ситуация изменится, когда у пограничного перехода появится один хозяин. До тех пор, пока тут работают и пограничники, и таможенники, и транспортная инспекция, не говоря о других, многочасовые очереди не побороть. Еще в прошлом году создали специальное агентство – Росграница, но оно пока функционирует только на бумаге… И все же дело небезнадежно.
– Мы обратились в соответствующие структуры России и СНГ с предложением убрать в Содружестве все барьеры на пути транзитных перевозок автомобильным транспортом, устранить препятствия, мешающие ускорению перевозок воздушным транспортом, – говорит Игорь Левитин. – Мы близки к тому, чтобы создать единую транспортную систему России и Беларуси, представляем, как это надо сделать. Однако есть вещи, не зависящие от транспортников, хотя и очень плохо влияющие на их работу: таможенные, налоговые процедуры и т.д.
Что же касается частных улучшений, то они непременно будут. Например, для реконструкции дороги и придорожной инфраструктуры в районе пункта пропуска «Красное» министерство выделило 650 млн. рублей. Министр заверил, что федеральный центр сделает все, что в его силах, чтобы водители здесь оперативно проходили через необходимые процедуры.
Пятилетка М1
А саму дорогу через два года ждут большие перемены. Собственно, они уже начались: в этом и следующем годах будут реконструированы участки в Подмосковье (от 33-го до 45-го км) и вблизи границы с Белоруссией. Возможно, уже нынешней осенью начнут строить давно обещанный дублер выезда из столицы – в обход Одинцово (протяженность 19,3 км). Завершат его через два года. Уже сейчас идет выкуп земли и подготовка коммуникаций для строительства. Дублер будет скоростным, бессветофорным, но – увы – платным. Одновременно дорогу продлят в Москве – до третьего кольца, но эта часть, видимо, станет бесплатной.
Более масштабные работы на трассе М1 начнутся с 2010 года. Цель их – расширить, обустроить и довести до параметров реальной 1-й технической категории 108,6 км дороги (по Московской области – 101 км, по Смоленской области – 7,6 км). «Именно на этой трассе, – сказал начальник ДОБДД МВД России Виктор Кирьянов, – тяжесть дорожно-транспортных происшествий в 2,5 раза выше, чем в среднем по стране. Каждая вторая авария связана с выездом на встречную полосу движения, каждое третье ДТП – наезд на пешехода». С учетом этого предстоит разделить всю трассу специальными барьерами. (Тут, кстати, может пригодиться белорусский опыт, где для этих целей используют стальные тросы. Это дешевле, да и сроки установки короче.) На участке от столицы до пересечения с ЦКАД магистраль расширят до 8 полос, а до 108-го километра – до 6 полос. Дальше дорога останется четырехполосной, но как уже сказано, по своим параметрам будет соответствовать первой технической категории. Как в Европе!
В большинстве населенных пунктов, где к магистрали примыкают второстепенные дороги, появятся современные многоярусные развязки. Две из них построят в ближайшее время (пересечение с трассой-дублером за городом Одинцово и с Центральной кольцевой автодорогой на 82-м км), а за пять следующих лет введут еще двенадцать: 10 – в Московской области и две – в Смоленской. Вот тогда и поедем с ветерком. Еще решить бы проблему с таможенниками и пограничниками – и смело отправляйтесь в отпуск в Европу!
Протяженность федеральной автомобильной дороги М1 «Беларусь» – 441,25 км, четыре полосы движения. В то же время интенсивность дорожного движения превышает нормы 1-й технической категории. В 2007 году на М1 «Беларусь» произошло 667 ДТП, в которых погибли 272 человека и 834 – получили ранения. 61 участок трассы считается опасным.