Первый раз в монокласс
Прокатный картинг, ночные уличные гонки, дикий стихийный дрег-рейсинг, любительское ралли. Пройдя эти этапы и осознав, что надо двигаться вперед и развиваться дальше, многие молодые люди с «гоночным» складом характера ищут пути в большой, официальный автоспорт. Для них как раз и созданы различные моносерии – состязания на машинах одной модели одинакового уровня подготовки (моноклассы).
В Европе таких десятки, но и в России есть некоторый выбор, прежде всего в самых популярных дисциплинах – кольцевых гонках и ралли. Оставим за кадром Кубок Honda Civic Type R – базовая машина довольно дорога, а в спортивной версии и подавно (в качестве недешевого примера – «Лада-Революшн», см. таблицу). Да и, наверное, новичкам интереснее соревноваться с равными себе соперниками, чтобы оставался шанс отличиться, а не с заслуженными мастерами.
В ралли самое выгодное предложение – «Рено-Логан». Московская команда AGA Racing оснащает серийные автомобили китами (наборами спортивных деталей) от «Рено-Спорт» и продает всем желающим. Неприхотливая и выносливая машинка отлично себя зарекомендовала на наших скверных трассах. Помимо 6-этапного Кубка AGA Logan (та самая моносерия), на ней можно стартовать в Кубке клубного ралли, а также в профессиональном чемпионате и Кубке России – но там уже конкурентами будут не только «логаны».
Похожую схему предлагает питерская IGM Rally Team. «Форд-Фиеста ST» дороже, мощнее и быстрее, чем «Логан». Проводят отдельный монокубок только для таких же «фиест», есть зачет N3 в чемпионате России, где доминируют пилоты именно на «фиестах». Есть даже международный Трофей «Форд-Фиеста» – машины те же самые.
А самое главное, «Фиесту» не обязательно покупать. Приобретение спортивного автомобиля порождает цепь проблем и трат – где хранить и чинить, откуда брать запчасти, на чем перевозить? Аренда автомобиля на один этап (и в этом случае, и во всех других представленных здесь) подразумевает его предварительную подготовку, доставку к месту старта и обслуживание в ходе соревнований. Арендатор экономит время, а может быть, и деньги. Расчеты картингового бюджета (ЗР № 7, 2008) показали, что стоимость боевой техники составляет менее половины всех расходов на участие в гонках.
Заглянем на кольцо. Кубок «Лады», начинавший с «восьмерок» и через стадию «десяток» дошедший до современной «Калины», за годы жизни изрядно подорожал. Продажная цена Lada 11193-37 сопоставима с «Логаном». Аренда, прямо сказать, кусается. Правда, организаторы НГСА в комплект услуг включают отдельного механика, который печется только о вашей машине, ни на что более не отвлекаясь. И в сторонние, параллельные турниры на «Калине» не уедешь – есть лишь 5-этапная серия в статусе Кубка РАФ.
Новинка сезона – моносерия Legends, гонки оригинальных машин с кузовами «ретро» и 120-сильными моторами. Недостаток – все этапы проходят на одной трассе АДМ в Мячково. Достоинство – на таких же машинах можно выступать во многих европейских странах, а для особо продвинутых предусмотрен Всемирный финал (в этом году пройдет не где-нибудь – в Лас-Вегасе!).
В случае аренды поинтересуйтесь, кто несет расходы на ремонт автомобиля. Например, ущерб свыше 3000 евро для «Фиесты» от IGM Rally Team компенсирует страховка. Иногда вносится фиксированный депозит перед стартом – вне зависимости от тяжести повреждений машины, организатор с вас больше ничего не потребует. Что выгоднее – покупать или арендовать, советовать не беремся, у каждого варианта есть свои плюсы. Пожалуй, выбор зависит от того, чем для вас является автоспорт – излюбленным хобби или делом всей жизни.