Стиляги из Парижа
Любые разговоры в форме упрека или солидарности так или иначе пробуждают интерес к объекту. Этот принцип хорошо работает в современном шоу-бизнесе: чем скандальнее новость, тем популярнее становится «звезда». Трехлучевая мерседесовская звезда не стала исключением – модель CLS спустя 4 года после премьеры до сих пор остается объектом споров. Именно немцы первыми додумались объединить несочетаемые слова в названии нового класса. С количеством дверей не поспоришь, почему же «купе»?
Зачинщик…
CLS построен на платформе Е-класса, но при этом на 49 мм ниже «донора» и по ощущениям чуть тесней «в плечах». Дизайн экстерьера сама изысканность: динамичный, легкий, простой и в то же время лишен вызывающей агрессии. Зауженные боковые стекла дизайнеры подчеркнули смелым штрихом – лезвием боковины. Автомобиль выглядит так, как должно выглядеть настоящее купе. Быть может, создатели и проектировали двухдверный автомобиль, но в последний момент решили «отвести» CLS от конкурирующих CL и CLK? Это единственная и весьма спорная зацепка. Возможно, поэтому маркетологи и ухватились за идею. Чего стоит только одно чувство обладания первым в своем классе автомобилем!
А первым ли?
На самом деле осторожный шаг в том же направлении чуть раньше сделала компания Mazda со своей моделью RX-8. Компактный роторный двигатель высвободил пространство для салона. Компоновочный подарок инженеры использовали во благо задних пассажиров. В итоге второй ряд сидений получился не по-купейному просторным. Его оснастили персональными дверями, правда, не совсем полноценными. Открыть заднюю дверь можно при условии, что открыта передняя. Да и дверных ручек задних дверей на кузове не найти – дизайнеры упрятали их на ребро внутренней обшивки. Так что нестандартную компоновку выдает только лишний кузовной проем на заднем крыле. «Мерседесовцы» и не думали идти на компромиссы, поэтому именно с моделью CLS ассоциируется новый класс «четырехдверное купе», в то время как RX-8, скорее, - «купе» исключительное.
…и сообщники
«Дурной» пример действительно заразителен. Volkswagen, оценив успех CLS, не оставил соперника вне конкуренции и выпустил аналогичный Passat CC на базе одноименного седана D-класса.
Смелее шагнули специалисты BMW, объявив о создании еще одного класса автомобилей – Sports Activity Coupe. В переводе это означает купе для активного спорта. И снова слух режет термин «купе», не имеющий никакого отношения к пятидверному кроссоверу X6. Баварцы, кстати, и в этом случае не стали абсолютно первыми. Такой же стремительно нисходящей крышей может похвастать SsangYong Actyon. Концепции обеих машин сильно похожи, но корейцы на дерзость с новым классом просто не решились – как говорится, погон не хватило. Рано еще диктовать моду. Выходку же BMW автомобильный мир вынужден воспринимать всерьез.
Во времена Советов общество отторгало идущих наперекор системе. Коль скоро современное автомобильное содружество молчит, в его роли выступит редакция журнала «За рулем» - попробуем «усмирить» авантюристов. Не потому, что «твердолобые» журналисты против нестандартных эволюционных шагов в автомобилестроении: хотим убедиться, оправдал ли себя эксперимент «многодверных купе». Для этого посмотрим, как выглядели бы перечисленные модели, будь они истинными купе с двумя дверьми. Конечно, кромсать машины «болгаркой», переносить боковые стойки и заваривать дверные разъемы никто не собирается. Нам поможет графический редактор, оценивать вам…
Адепты
Правдами и неправдами идея прижилась, что убедительно продемонстрировал Парижский автосалон-2008. Заполнять ниоткуда возникшую классовую нишу бросились многие производители. К примеру, появился первый в своем роде четырехдверный Aston Martin под названием Rapid. Конечно, не все позиционируют свои новинки как «четырехдверные купе». Но можно ли дать четкое определение новому классу, коль оспаривать его существование уже бессмысленно? Концепции таких машин роднит ярко выраженная спортивность, скромный габарит по высоте, зауженное боковое остекление и нисходящий силуэт. Последний, кстати, зачастую негативно сказывается на пространстве над головой задних пассажиров. Получается, «пиарщики» создали инженерам дополнительные сложности: раз забираться на второй ряд сидений нужно через полноценные двери, то и пространство в салоне не должно ущемлять права пассажиров. Выполнить эти требования в кузове «купе», которое подразумевает второстепенную роль задних пассажиров, сложно.
Однако инженеры не испугались. Вспомните, как смаковали презентацию Lamborghini Estoque, разогревая интерес публикациями фототизеров деталей автомобиля. Очередное «четырехдверное купе» построено на основе модели Gallardo. Жаль, что Estoque не пересекся со своим основным конкурентом Porsche Panamera – его официально представят публике в ближайшее время. Зато во всей красе блистал полноприводный концепт-кар с гибридной установкой Peugeot RC HyMotion 4.
Для справки
Купе (от французского Coupe) – тип закрытого кузова легкового автомобиля с одним или двумя рядами сидений, двумя дверьми и структурно отдельным багажником, ограниченной комфортабельностью посадки на заднем ряду сидений при его наличии и, как правило, подразумевающий спортивные или люксовые (представительские) черты автомобиля. Ранее так называли двухместные кареты.