Семейство Lada Samara: Жизнь в «Самаре»

Семейство Lada Samara: Жизнь в «Самаре»

ВЫБОР ЗА ВАМИ

Было время, когда «самары» первого и второго поколений соседствовали на конвейере. Потом некоторых «старичков» сняли с производства, иных, например пятидверный хэтчбек (ВАЗ-21093), передали дочерним предприятиям, ненадолго продлив жизнь. Сегодня дилеры продают лишь обновленные автомобили. Их официальное название – Lada Samara (ну почему латиницей?!), но продавцы и покупатели чаще оперируют заводскими обозначениями моделей – «тринадцатая», «четырнадцатая», «пятнадцатая».

Комплектация «Стандарт».
Комплектация «Люкс».

Выбор кузовов по меркам бюджетного автомобиля достаточный: трех- и пятидверный хэтчбеки (ВАЗ-2113 и 2114), седан (ВАЗ-2115). Правда, двигатель у «самар» второго поколения единственный – 1,6-литровый мощностью 81 л.с., удовлетворяющий введенным в России нормам Евро III. Зато можно поразмышлять над комплектацией: «Стандарт» или «Люкс»?

На заднем сиденье тесновато в ногах, плечах и головах. Расположившемуся посередине мешает еще и тоннель пола.

Внешне «люксовые» версии отличимы от «стандартных» только по противотуманным фарам и колпакам на колесах. Одно из наиболее полезных дополнений, ради которого стоит разориться на дорогую комплектацию, – подголовники заднего дивана. Кроме того, на сиденьях и дверях более приятная (но одновременно и маркая) обивка, а вместо заглушки на центральной консоли установлен маршрутный компьютер, фиксирующий расход топлива, время в пути и среднюю скорость.

Щиток приборов един для всех «самар». В целом удобно, за исключением маленьких, плохо различимых цифр на правом дисплее.
Недорогому автомобилю прощаешь дешевый и жесткий пластик, а вот неаккуратная сборка вызывает раздражение.

Столь скудное заводское оснащение на руку дилерам: они с удовольствием дополняют его, при этом счет идет на десятки тысяч рублей. Для примера обычный заказ в столичном автосалоне: сигнализация (9000 руб.), магнитола с четырьмя динамиками и антенной (12 000 руб.), защита картера (1300 руб.), коврики в салон (800 руб.), «антикор» с подкрылками (11 000 руб.). Оцените полезность дополнений, а я тем временем подобью итог: придется доплатить 34 100 руб. (более 15% от стоимости машины)! Не забывайте об этих расходах, собираясь купить «Самару», что называется, под ключ. Безусловно, и аппетиты, и дополнительное оборудование у дилеров разные, поэтому и цены могут значительно отличаться в ту или другую сторону.

Восьмиклапанный двигатель объемом 1,6 л наделен неплохими характеристиками и удовлетворяет нормам Евро III. При этом не прожорлив и не слишком разборчив в еде.
У первого поколения «самар» запасное колесо лежало наоборот. Теперь в нишу можно сложить мелочовку вроде набора ключей или буксирного троса.

Как, впрочем, и расценки на обслуживание. Во многих официальных сервисах оно, по меркам покупателя бюджетной машины, недешевое. Стоит кончиться заводской гарантии (3 года или 50 тыс. км), и владельцы обычно ищут мастеров на стороне либо полагаются на свои силы. 

РАССМОТРИМ ВАРИАНТЫ

ТРЕХДВЕРНЫЙ ХЭТЧБЕК

На фоне родственников трехдверка выглядит более подтянутой, поэтому ее чаще покупают из-за внешности, а не из практических соображений. Пробираться на заднее сиденье и покидать его неудобно – больно узок проход между откинутой спинкой переднего и центральной стойкой. Еще хуже устанавливать детское кресло и усаживать ребенка. Сдвинутая назад центральная стойка заставит водителя и переднего пассажира дальше тянуться за ремнем. На тесных парковках большую дверь не распахнешь, а ведь далеко не каждому легко юркнуть в узкую щель. Правда, когда машин рядом нет, попасть в трехдверный автомобиль куда проще, чем в иные модели этого семейства.

ПЯТИДВЕРНЫЙ ХЭТЧБЕК

Построен на одной базе с трехдверным хэтчбеком (2460 мм) да и габаритными размерами не отличается (4122х1650х1402 мм). Багажник далеко не самый большой в классе (330 л), к тому же объем скрадывают мощные колесные ниши. Но при необходимости грузовой отсек можно продлить до передних сидений. Правда, подушка и спинка складываются только целиком – одновременно перевезти неширокий длинномер и пассажира сзади не получится. Зато у «четырнадцатой» есть явное преимущество перед трехдверной родственницей: задние двери облегчают и погрузку крупной поклажи, и посадку пассажиров. Запаска у всех вариантов – в нише под багажником.

СЕДАН

«Пятнадцатая» длиннее хэтчбеков более чем на 200 мм. И эта прибавка в полной мере сказалась на объеме багажника – 427 л. Правда, его форму портят не только колесные арки, но и внутренние петли крышки. Маленький по сравнению с хэтчбеками проем (530 мм) станет препятствием для громоздкого груза, зато погрузочная высота у седана на 175 мм меньше. По вариантам трансформации салона седан ничем не отличается от других представителей семейства, но расстояние от кормы до передних сидений у него больше – спокойно поместятся 1,6-метровые длинномеры. Только не увлекайтесь, загружая машину: максимальная грузоподъемность седана и хэтчбеков одинаковая – 425 кг.

СПРАШИВАЙТЕ – ОТВЕЧАЕМ

Хочу поменять старенькую «девяносто девятую» на «пятнадцатую». Она удобнее в эксплуатации?

У нынешнего поколения «самар» есть и плюсы, и минусы. Один из недостатков – хрупкие бамперы. Они окрашены в цвет кузова. Прежние, черные, были, возможно, не столь красивы, зато весьма прочны, что для недорогого автомобиля куда важнее. Салон современнее, комплектации богаче, благодаря опускаемому заднему борту проще грузить тяжелые и крупногабаритные вещи в багажник. Прежний полуторалитровый двигатель уступил место более мощному и тяговитому агрегату объемом 1,6 л. Правда, придется расплачиваться немного большим расходом топлива.

Как «самары» на ходу?

Автомобиль неплохо держит дорогу, энергоемкая подвеска прилежно сглатывает даже серьезные неровности, да и управляемость вполне сносная. Идеальной тишины в салоне не ждите, хотя больше докучают не столько шумы от двигателя, трансмиссии и шин, сколько «сверчки» в салоне, появляющиеся уже после нескольких тысяч километров пробега. Несмотря на возраст базовой конструкции, у двигателя добротные характеристики – достаточная мощность и, что важнее, хорошая эластичность. Достоинства можно оценить и на асфальте (лишний раз не приходится подтыкать пониженную передачу), и на разбитом проселке, когда приходится ехать внатяг. Кстати, у «Самары» солидный дорожный просвет (170 мм), но если будете часто съезжать с твердого покрытия, обязательно установите защиту двигателя.

Безопасна ли «Самара»?

В плане активной безопасности самых лестных слов заслуживает обзорность: низкая линия остекления и худенькие стойки кузова практически ничего не скрывают от водителя. А вот тормоза далеки от идеала – автомобиль, участвовавший в наших тестах, остановился со 100 км/ч на отметке 55,8 м (ЗР, 2007, № 7). Для сравнения: тормозной путь ближайшей родственницы – «Лады-Калина», правда, оснащенной ABS, на целых 10 м (два с половиной корпуса) короче! Учитывайте этот недостаток «Самары» и держите дистанцию. Не все гладко и с пассивной безопасностью. Действующие в России требования автомобиль выполняет, но уровень защиты по современным меркам невысок. Подушки для этой модели даже не предусмотрены, центральный ремень на заднем сиденье поясной, а подголовники (только два!) – лишь в люксовой комплектации.

Подпишитесь на «За рулем» в