Вадим Швецов: Ситуация открывает новые возможности
Вадим Аркадьевич Швецов, генеральный директор ОАО «Соллерс». Родился в 1967 году в Череповце. Окончил Московский институт стали и сплавов, в 2001-м получил степень MBA в университете Нортумбрия (Великобритания). Свою карьеру начал на Череповецком металлургическом комбинате. С весны 2002 года – генеральный директор ОАО «Северсталь-Авто» (с 2008-го – ОАО «Соллерс»).
– В ситуации прогрессирующего экономического кризиса есть ли у вас силы и средства продолжать развитие бизнеса? Может быть, стоит остановиться на время и переждать?
– Нет. Я считаю, что именно сейчас нужно максимально быстро развивать бизнес. Сложившаяся ситуация открывает новые возможности. Кризисы – обычное явление, они случаются каждые десять лет, просто люди уже успели об этом забыть. Сейчас происходит своеобразный естественный отбор, когда выживает сильнейший. Начинается испытание стратегий и личностей руководителей.
– Какова актуальная стратегия компании «Соллерс»?
– У нас два ключевых направления. Через марку УАЗ хотим реализовать концепцию больших утилитарных вседорожников. Также, учитывая растущую роль сегмента доступных массовому потребителю автомобилей, в рамках уазовской линейки моделей собираемся создать бюджетный продукт с внедорожным потенциалом. Это будет автомобиль с утилитарным, возможно, даже военным дизайном, напоминающий «Хантер».
В рамках УАЗа мы активно занимаемся маркетинговыми исследованиями, формируем новые наборы опций для конвейерной комплектации. Если сейчас мы предлагаем три опции, то через некоторое время их максимальное количество увеличится до двадцати – двадцати пяти.
Альтернативная стратегия – массовое производство продуктов с низкой себестоимостью и максимально привлекательных по цене, но с наименьшим различием по комплектациям.
И наш новый автомобиль «Саньён-С200» – продукт массовый. В сегодняшней ситуации необходимо выводить на рынок не единичную модель, а целое семейство.
– Российская армия все еще является вашим покупателем?
– Объем военных закупок крайне невелик и составляет в структуре совокупных продаж не более 1,5–2%. Армия – заказчик не коммерческий, а стратегический. Это сотрудничество успешно работает на наш имидж.
Мы обеспечиваем автомобилями не только армию, но и многочисленные госслужбы, сотрудникам которых приходится работать в труднодоступных районах и в тяжелых условиях. За счет этого нам обеспечен сбыт легких коммерческих автомобилей – «буханок», как их окрестили.
– Как развиваются отношения с производителями компонентов? С учетом роста числа опций на УАЗах этот вопрос становится особенно важным...
– Производители компонентов охотно идут туда, где есть большой объем. У нас есть опыт привлечения корейских поставщиков в Россию. Так, мы наладили сотрудничество УАЗа с корейскими производителями коробок и сидений, заинтересовав их именно большими заказами, выгодными с точки зрения сокращения издержек. Причем большинство опций будут одинаковые для УАЗа и для моделей «Саньён».
Например, нам очень понравились опции пикапа «Актион», и корейские поставщики разработали подобный набор для пикапа на базе «Патриота». Причем сохранили высокое качество изделий, не доступное российским производителям.
– Как складываются ваши отношения с ГАЗом – вы продолжаете поставлять ему моторы? Есть ли планы расширения производства на ЗМЗ?
– Да, наметили в следующем году существенно расширить производство. Сейчас заканчивается монтаж оборудования, во второй половине 2009 года запустим конвейер по производству 100 тысяч дизельных двигателей в год. Могли бы запустить и раньше, но оборудование весьма сложное и требует проведения продолжительных тестов. Производить будем один из самых современных дизелей – 1А. Двигатель разработан на совместном с концерном ФИАТ предприятии. Он найдет применение на легких коммерческих автомобилях и «патриотах». Уже через пять лет на 70% наших вседорожников и коммерческих автомобилей будет стоять дизельный мотор. Вместе с тем продолжаем работу по адаптации бензиновых двигателей, в частности ЗМЗ-406, к нормам Евро-4. Есть интересный проект по доработке нашего бензинового мотора для «ФИАТ-Дукато» – этот автомобиль популярен у россиян.
– Есть ли планы покупки Ульяновского моторного завода?
– Пока нет. Мы закупаем двигатели по соглашению с ГАЗом. В этой ситуации не хотелось бы нарушать существующий финансово-экономический и структурный баланс, который нас вполне устраивает. Это в основном двигатели для старого модельного ряда.
– А почему бы российским производителям не объединиться, чтобы производить 1,5 миллиона автомобилей на одной платформе?
– Жесткая конкурентная среда не позволит нам этого сделать. Чтобы подобное получилось, необходимо закрыть внутренний рынок таможенными пошлинами, как сделано, например, в Китае.