Выставка IAA-2008: время гибридов

Выставка IAA-2008: время гибридов
Концептуальный гибридный самосвал «Мицубиси-Кантер Eco-D» грузоподъемностью 3 т оснащен турбодизелем 3,0 л/125 л.с. и автоматической коробкой передач, между которыми встроен ультратонкий электромотор-генератор мощностью 35 кВт, работающий в паре с высокоэ

Нынешний, 62-й по счету грузовой автосалон, собравший 2084 участника, оказался самым крупным и представительным за всю историю его проведения. Симптоматично, что автопроизводители теряют интерес к буксующему европейскому рынку и переносят акцент на новые, перспективные регионы: в Ганновере прошли дни Турции, Индии и, конечно, России, продемонстрировавшей за прошлый год рекордные 48% роста продаж грузовиков массой больше 6,5 т. Само собой, было показано множество новых автомобилей, моторов, агрегатов и систем.

НОВОБРАНЦЫ

«Фольксваген» представил перспективный пикап (см. раздел «Новости») и полноприводный «Кэдди 4Motion». Премьера на стенде ИВЕКО – «Еврокарго 4х4». Дебютировало семейство грузовиков для бездорожья «Мерседес-Цетрос». Новинки на стенде «Форда» – развозная двухместная «Фиеста-Вэн» и полноприводный «Транзит», внешне совершенно не отличающийся от обычного. Еще один интересный полноприводный новичок-грузовичок – «Исудзу-NLS 4x4»; он может вскоре добраться и до России. Китайский Первый автозавод (FAW) устроил европейскую премьеру тягача J6, появившегося в Поднебесной в прошлом году, а всего в Ганновере было уже 133 (!) экспонента из этой страны.

Дебютант и победитель в номинации Bus of the Year 2009 – низкопольный автобус «Сетра-S 415 NF»: 40 мест для сидения, размеры – 11 950х2550х3049 мм, двигатель – горизонтальная рядная «шестерка» ОМ 457 hLA мощностью 299 л.с.
Премьеры от «Фольксвагена» – полноприводный «Кэдди 4Motion» и построенный на его базе «Кэдди PanAmericana» для любителей путешествий. Автомобили снабжены турбодизелем 1,9 л/105 л.с. и 6-ступенчатой коробкой передач, задний мост подключается муфтой «Халдек
Новое семейство капотных полноприводных грузовиков «Мерседес-Цетрос» (Zetros) на шасси «Актроса»: односкатная ошиновка, колесная формула 4х4 (1833 А) или 6х6 (2733 А), полная масса 16/18 т или 25/27 т соответственно, двигатель 6-цилиндровый ОМ 926 LA (7,2

Конечно, состоялось традиционное награждение лучших автомобилей. Грузовиком 2009 года признан «Мерседес-Актрос» (ЗР, 2008, № 6), фургоном года – семейство «ФИАТ-Фиорино» (ЗР, 2008, №5)/«Пежо-Биппер»/«Ситроен-Немо»,

автобусом года – «Сетра-S 415 NF».

Однако просто показать новую машину сегодня уже мало. Да и улучшение абсолютных показателей дается все труднее: грузоподъемность, вместительность, скорость по мере роста встречают законодательные и конструктивные ограничения. Можно считать, в сложившихся условиях эти важнейшие параметры достигли своего максимума.

СИНИЦА В РУКАХ

Потенциальных покупателей интересует стоимость эксплуатации (львиную ее долю составляет цена все дорожающего топлива) и безопасность. Радикальные технологии, которыми удивляли концепты еще пару лет назад, конечно, многообещающи, часто сулят полную независимость от углеводородов, но пока далеки от практического применения. Сегодня большинство предлагаемых решений обещают частичную экономию, зато сравнительно просты и основаны на уже существующих технологиях и материалах. В общем, хоть и синица, но почти в руках.

На стенде «Группы ГАЗ» были представлены «Максусы», в том числе бортовые машины с увеличенной на 750 мм базой и этот экспериментальный электромобиль ECV1 грузоподъемностью 1446 кг. Сейчас «Максус» выпускают в Британии на заводе LDV и продают в России, Исп
Экономичность «Мерседес-Вито BlueEFFICIENCY» слагается из мелочей: аэродинамический пакет снижает расход топлива на 0,2 л/100 км, замена зеркал заднего вида камерами дает еще 0,1 л экономии, новый 6-ступенчатый автомат – 0,5 л, оптимизированная главная пе
Наиболее распространенная параллельная схема гибридной дизель-электрической силовой установки: плоский электромотор-генератор встроен между автоматической коробкой передач и турбодизелем. Последний с помощью сцепления можно отсоединить от трансмиссии. Так

Можно, например, максимально снизить разного рода потери: моторные, трансмиссионные, на привод вспомогательных агрегатов, аэродинамические, на качение шин и пр. Доработанный таким образом «Актрос» с мотором 12 л/440 л.с. в составе стандартного европейского автопоезда продемонстрировал рекордно низкий расход дизтоплива: 19,44 л на 100 км! К слову, на выставке красовалась, например, новая шина «Мишлен Х-Energy SaverGreen», позволяющая сократить расход топлива на 0,4 л/100 км.

Экономии способствует и применение в качестве топлива более дешевого природного газа. Машины, способные использовать такое топливо, были на стендах многих компаний, например «Рено-Мидлум CNG». Не забыты и классические электромобили, примерами тому «ФИАТ-Фиорино», «ИВЕКО-Дейли» и – приятная неожиданность! – «Максус» на стенде «Группы ГАЗ». Однако возможности снижения потерь небесконечны, к тому же газовые и электрические машины требуют соответствующей инфраструктуры.

Ежегодный ущерб от аварий грузовиков в Европе оценивают в 370 млн. евро. Основной упор в борьбе за его минимизацию делается на упреждающие меры активной безопасности: машины оснащают системами сохранения определенной дистанции, слежения за разметкой, стаб
С учетом светофоров городской автобус делает в год 190 тыс. остановок, на которые уходит 20–45 % времени... На «МАН-Лайонс Сити Hybrid» реализована последовательная схема дизель-электрической силовой установки, что позволит экономить 10 тыс. л дизтоплива.
Концепт городского автобуса Hynovis от «Ирисбас-ИВЕКО» оснащен гибридной дизель-гидравлической установкой. Оригинальная компоновка со всеми управляемыми колесами позволила сделать салон очень просторным. На двух передних осях стоят необычно маленькие коле

ПРАКТИКИ

А вот автомобили с гибридными силовыми установками готовы появиться на дорогах уже завтра. Основная идея – накопление энергии при торможении/спуске и последующая ее отдача при разгоне/подъеме. Благодаря этому у городских автобусов, например, экономия топлива достигает 30%!

Практически не требует переделки автомобиля и потому наиболее близка к серийному воплощению параллельная схема подключения дизельного и электрического двигателей. При маневрировании и медленной езде с трансмиссией соединен лишь сравнительно слабый электродвигатель. При разгоне работают оба мотора, обеспечивая машине максимальную энерговооруженность. Для равномерного движения по шоссе обходятся двигателем внутреннего сгорания; электромотор (как и при торможении) работает в режиме генератора, заряжая батареи, или выключен совсем.

Гибридному DAF LF 45.160 Hybrid достаточно компактного 4-цилиндрового турбодизеля «ПЭККАР-FR» (4,5 л, 160 л.с.), который на 150–200 кг легче обычно применяемой на 7,5-тонных грузовиках «шестерки». Такой выбор в значительной мере компенсировал дополнительн
Компания «Вольво» совместно с «Тошибой» разработала систему кругового обзора. Изображение от четырех видеокамер синхронизируется и в виде картинки «с высоты птичьего полета» выводится на экран. Сейчас система проходит испытания на гибридном мусоровозе.
MOTIS (modular truck interior system) превращает кабину дальнобойного тягача в комфортабельную квартиру. В двух шкафах у задней стенки расположены набор посуды, газовая плита, микроволновая печь, кофеварка, умывальник и даже… выдвижной туалет! Правда, кро

Другой, менее распространенный вариант – запасать излишки энергии в гидропневматических аккумуляторах, как, например, в городском автобусе «Ирисбас-ИВЕКО Hynovis». Здесь в трансмиссию встроены два гидравлических мотор-насоса, закачивающих масло в баллон с азотом, сжатым до 100–300 бар. Достоинство такого решения – лучшая весовая отдача гидро­агрегатов в сравнении с электрическими. Однако следует учесть меньший КПД, обусловленный более высокими потерями при перекачке.

В последовательной схеме гибридного привода, реализованной на городском автобусе «МАН-Лайонс Сити Hybrid», между трансмиссией и дизелем нет механической связи. Последний вращает генератор, а колеса приводятся мощными тяговыми электромоторами. Излишки энергии запасаются в конденсаторах и расходуются по мере необходимости. Достоинство – дизель может работать в одном режиме, оптимальном для него, или выключаться вовсе. Однако двукратное преобразование потока энергии сопряжено со значительными потерями и требует мощных, тяжелых электроагрегатов: на автобусе установлены 260-сильный турбодизель, генератор мощностью 150 кВт и два электромотора по 75 кВт.

Автовоз «Кэссборер-Метаго» возьмет на борт девять крупных седанов, а компактных машин поместится и десяток. Интересен прицеп с широкими возможностями трансформации; масса порожнего – 8700 кг, нагрузка – 9300 кг.

РЕЦЕПТ НА ЗАВТРА

Если объединить уже существующие технологии, показанные на выставке, вырисовывается экономичный городской транспорт завтрашнего дня. Специально спроектированный газовый двигатель работает параллельно с электромотором, энергия запасается в легких конденсаторах, все потери минимизированы. Насколько верна такая экстраполяция, узнаем через два года на IAA 2010.

Подпишитесь на «За рулем» в