Формула 1: игра в ассоциации
Имидж сегодня уж если не решает все, то влияет на многое. При выборе масла предпочтение отдается марке, которая зарекомендовала себя в деле. Например, в формуле 1. «Шелл» – старейший партнер команды «Феррари», с 30-х годов прошлого столетия. Партнерство принесло в общую копилку дюжину титулов, девять Кубков конструкторов и 145 побед на Гран-при. Сегодня в программе Shell Formula One задействовано более полусотни инженеров, которые трудятся в исследовательских центрах Великобритании и Германии, включая мобильную лабораторию, присутствующую на каждом этапе чемпионата. Грех не использовать такой опыт в разработке гражданской продукции. «Шелл» и использует: единственная моторная смазка, сертифицированная «Феррари» для своих автомобилей класса «Гран Туризмо», – Shell Helix Ultra.
В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
Понаблюдать изнутри за техническим симбиозом удалось на очередном этапе чемпионата формулы 1 в итальянской Монце. Раскрывать состав и процентное соотношение присадок, используемых в маслах для формульных моторов, никто, конечно, не будет. Инженеры наверняка скованы подпиской о неразглашении. Поэтому доктор Лиза Лилли, руководитель технического отдела «Шелл» по работе с «Феррари», сначала описывает журналистам экстремальные условия в двигателе болида:
– Масло движется по топливным магистралям быстрее, чем болид Ф1 по гоночной трассе. Скорость вращения коленчатого вала достигает 19 000 оборотов в минуту, а поверхность поршней может нагреваться до 300 градусов!
Двигатель обычного автомобиля на такие режимы не выходит, а для формульного это норма. Масло должно эффективно поглощать тепло и смазывать движущиеся детали так, чтобы на преодоление трения рассеивалось минимум энергии. Ошибка в погоне за эффективным использованием лошадиных сил может обойтись дорого, особенно после введения правила, обязывающего команды использовать один и тот же двигатель в двух гонках подряд, включая квалификацию. Поэтому химические инженеры «Шелл» анализируют масло, применяемое в двигателе болида Ф1, до 40 раз на протяжении гоночного уик-энда. В этом сезоне исследования проводятся при помощи оптического эмиссионного спектрометра – OES. Им определяют количество металлических частиц в масле, то есть оперативно, не разбирая двигатель, отслеживают его износ.
ДОПИНГ-ТЕСТ
Применительно к моторному маслу в формуле 1 действуют не такие жесткие ограничения, как, например, в отношении топлива. Этой свободы химическим специалистам «Шелл» вполне достаточно для обкатки новых технологий, которые в дальнейшем будут адаптированы в серийном продукте. Ведь более подходящий плацдарм для испытаний – боевые условия, спортивный азарт, контролируемый ФИА (FIA, Международная автомобильная федерация), – найти сложно. Оснащение мобильной лаборатории «Шелл», сопровождающей команду «Феррари», оценивается примерно в 16 млн. фунтов. Она базируется на верхнем этаже, который образуется «слиянием» двух полуприцепов. Большинство конкурентов довольствуется меньшим пространством и количеством персонала.
Одним маслом дело не ограничивается. В болиде формулы 1 все жидкости, кроме тормозной, произведены под маркой «Шелл». Состав топлива тоже контролируют в мобильной лаборатории. Зачем? Исходный образец представляется на утверждение в ФИА, регламент которой запрещает химические присадки, увеличивающие мощность. Плюс доля кислородсодержащих компонентов в этом сезоне ограничена уровнем 5,75% от общей массы. Так вот, инженеры компании «Шелл» регулярно анализируют топливо методом газовой хроматографии, с тем чтобы на каждом этапе оно полностью соответствовало установленным нормативам и при этом обеспечивало максимальную эффективность работы двигателя. Как и в любом спорте, если внезапный «допинг-контроль» выявит отклонения, команду могут дисквалифицировать.
Не беда, если в вашем личном автопарке нет «Феррари». Смазка с ракушкой на канистре подходит большинству машин. Заливая моторное масло в двигатель автомобиля попроще, можно вспомнить, что этот продукт рожден в условиях спортивной конкуренции и опробован на одном из самых резвых болидов в истории формулы 1.