Филипп Спендер: В каждой «Мазде» можно найти спортивные нотки

Филипп Спендер: В каждой «Мазде» можно найти спортивные нотки

Филипп Спендер: "В каждой «Мазде» можно найти спортивные нотки"

Филипп Спендер (Philip G. Spender) – директор и заместитель вице-президента компании «Мазда». Родился в 1954 году. Инженер по образованию, с 1975-го в компании «Форд». В январе 2007 года занял пост главного операционного директора китайского подразделения «Форд». С июня 2008-го – директор и заместитель исполнительного вице-президента компании «Мазда».

– «За рулем», один из старейших российских журналов, в этом году отмечает 80-летие. Нас читают поколениями, и, что приятно, среди читателей все больше молодых. Поэтому первый вопрос: почему все подруги моей дочери мечтают о «Мазде»?

– Дело, скорее всего, в концепции «Зум-зум», которая нашла правильный отклик у потенциальных покупателей. В ее основе лежит эмоциональная передача детского восторга от поездки на машине. Среагировав на слоган, покупатель обращает внимание на самобытный дизайн – логическое продолжение линии, начало которой дал «Зум-зум». Это подкрепляется особенными ощущениями от вождения. Вся цепочка рождает у клиента систему притягательных ассоциаций с нашим брендом.

Роторный двигатель этой «Мазды RX-8» работает на водороде.

– «Мазда» и ее слоган уже неразделимы. Как появилась концепция «Зум-зум»?

– Я могу вам это сказать точно, поскольку присутствовал на запуске нашей новой концепции «Зум-зум» на Токийском автосалоне в 1998 году. Целью было сделать марку «Мазда» более заметной на фоне конкурентов. «Мазда-6», вышедшая в 2002 году, стала первым продуктом, созданным по новой концепции. Новая «Мазда-6» – уже второе поколение концепции «Зум-зум». А сейчас на стенде вы можете наблюдать третье – концепт-кар «Киора». Были проведены исследования, которые установили, что «Зум-зум» является наиболее узнаваемым и запоминаемым автомобильным слоганом, особенно в России. И сейчас, когда ситуация в автомобильном мире весьма непростая, «Мазда» именно за счет удачного позиционирования и философии «Зум-зум» продолжает развиваться.

– «Мазда» первой решила использовать Транссиб для доставки автомобилей. А что выиграет покупатель – станут ли очереди на «Мазду» короче?

– Конечно, ведь теперь время в пути значительно сократится. Пока очереди на некоторые модели «Мазды» сохраняются, но в долгосрочной перспективе, благодаря правильно выбранной российскими дилерами стратегии развития клиентской сети, спрос на наши автомобили будет полностью удовлетворен.

Руководство компании осознает важность и высокие возможности российского рынка; сейчас для нас он занимает четвертое место в мире (следом за США, Японией и Китаем).

– Понимаю, что сегодня вы больше работаете как маркетолог, но хотел бы задать вам вопрос как инженеру. В одном из интервью российской прессе вы сказали, что у дизелей нет будущего…

– Меня не совсем правильно поняли. Дизельная технология в целом очень востребована, у нее хорошие перспективы. И наша компания вкладывает серьезные средства в ее развитие. Однако в свете недавнего скачка цен на дизельное топливо в Европе экономическая выгода от эксплуатации таких двигателей становится не столь очевидной. Помимо этого, самым серьезным вызовом дизельной концепции становится необходимость ее адаптации под перспективные нормы выбросов Евро-6 и -7. Внедрить экологичные технологии обойдется дороже, чем разработать и запустить в производство небольшой бензиновый мотор. И я считаю, что в этом отношении у бензинового двигателя больше возможностей для развития. Например, экономичность нового поколения наших бензиновых моторов удалось повысить на 30%, а выбросы СО 2 снизить на 25%.

– Собираетесь ли расширять линейку спортивных моделей?

– Пока нет. В каждом автомобиле «Мазда» можно найти спортивные нотки. В этом сегменте особая ставка на МХ-5. Экономический спад традиционно негативно сказывается, в первую очередь, на сбыте спортивных моделей. Их призвание – работа на имидж компании, демонстрация новейших технологий производителя.

– На вашем стенде представлена модель RX-8, работающая на водородном топливе. Насколько автомобиль близок к реальности?

– У этого проекта, по нашему мнению, есть будущее. Основная сложность – строительство и расширение сети водородных заправок. В нескольких Скандинавских странах на государственном уровне было принято решение о переходе на водородные технологии. Местные власти занимаются исследованием и оптимизацией процессов производства водорода, его хранения. Мы собираемся опробовать свой проект в Норвегии, где будет построена сеть таких заправочных станций, которая протянется на 500 км вдоль основной трассы страны. Вообще, ожидаем прорыва на этом направлении в ближайшие 10 лет.

– Как мне кажется, модельный ряд «Мазды» сейчас смещается в сторону компактных моделей и кроссоверов. Это так?

– Модельный ряд постоянно развивается, однако у нас нет цели проникнуть в каждую рыночную нишу. Мы четко отслеживаем основные направления развития мировой автомобильной индустрии, а они заключаются в сокращении габаритов автомобилей и уменьшении объемов двигателя. Мы чутко реагируем на них, следуем актуальным экологическим требованиям.

В современном мире перед производителями стоит непростая задача – научиться зарабатывать на маленьких машинах. Как известно из истории автомобилестроения, пока ни одному производителю это не удавалось, все подобные проекты приносили лишь убытки. А сейчас компания «Мазда» пытается найти способ сделать производство небольших автомобилей экономически выгодным.

Подпишитесь на «За рулем» в