Новые пошлины подорвут автомобильный рынок в России

Новые пошлины подорвут автомобильный рынок в России
Даже хитрая логистика не поможет сбыть все авто, задержавшиеся на складах. Дилеры готовы демпинговать.

Поддержка производителя

Кризис... Салоны пустуют.

Последний, кстати, как и предполагало правительство, выигрывает в сложившейся ситуации больше всего. Общая доля того же "АвтоВАЗа" на рынке новых автомобилей в России в последние годы значительно сократилась – уже в этом году новых "ВАЗов" было продано меньше, чем новых иномарок. И теперь, на фоне кризиса, тольяттинцы получают неплохую поддержку правительства.

Повышение ставки таможенных пошлин на новые иномарки составит 5% - 30 вместо 25. Что из этого получится? Те производители, которые успели в свое время "влезть" на территорию РФ благодаря знаменитому "116-му пункту", смогут еще повысить продажи своей продукции, изготовленной на российских заводах. То есть те же Toyota Camry, Nissan Teana, VW Passat, Ford Focus и Mondeo практически останутся без конкурентов. Цены на аналогичные зарубежные модели поползут вверх, и прибавка в итоге составит не 5 процентов, а больше, поскольку тот же самый НДС рассчитывается с уже "растаможенного" автомобиля.

Если взглянуть на таблицу самых популярных моделей иностранного происхождения (по данным АЕВ – Ассоциации Европейского Бизнеса), из 25 моделей всего 8 производятся на территории России. Позиции Mazda, не имеющей своих производственных мощностей в России, могут пострадать – цены неизбежно вырастут, и никакой хитрой логистикой разницу не покроешь. При повышении пошлин любая модель автомобиля станет процентов на 8-10 дороже, вследствие чего неизбежно перестанет пользоваться таким ажиотажным спросом. В связи со сменой администрации США плану по организации производства в Шушарах нового Cruze под вопросом - на это у GM будут средства, только если сенат одобрит план поддержки "Большой Тройки", а пока крупнейшему в мире автопроизводителю грозит банкротство. Даже бестселлер Lanos уже не получит российскую "прописку": планы организации производства этой бюджетной модели в России, похоже, сорвались.

Также новый законопроект предусматривает повышение ставки на подержанные авто. Причем должна измениться и дифференциация по годам: если раньше подержанные иномарки разделялись на сегменты до 3 лет и от 3 до 7, то новые правила снижают т.н. "заградительный" порог до 5 лет. Если ранее ставки ввозной таможенной пошлины для иномарок старше 7 лет устанавливалась из расчета: для автомобилей с объемом двигателя до 2,5 тыс. кубических сантиметров - 2 евро за 1 см 3, с объемом двигателя более 2,5 тыс. см 3 - 3 евро за "кубик", от 0 до 3 лет - 25 процентов от стоимости машины, а для автомобилей возрастом от 3 до 7 лет с объемом двигателя до 2,5 тыс. см 3 - 0,85 евро за 1 см 3, более 2,5 тыс. см 3 - 1,4 евро за 1 см 3, теперь картина меняется. На новые авто и возрастом до 5 лет ставки повысятся на те же 5%, а вот на авто постарше – в зависимости от рабочего объема двигателя, пошлины возрастут до 2,5-5,7 евро за см 3. Приморье, где подавляющее большинство автопарка составляют праворульные "японки", уже отреагировало на инициативу "верхов" акцией протеста.

В итоге картина складывается такая: подорожание большинства новых иномарок, резкий скачок цен на подержанные авто из-за рубежа, плюс общий спад продаж, вызванный кризисом. Последствия кризиса и новой таможенной политики для продавцов еще менее предсказуемы: аналитики сходятся во мнении, что основные изменения в российском автобизнесе еще впереди – мелкие поставщики исчезнут, произойдет передел рынка между крупными компаниями, имеющими в своих "портфолио" по нескольку брендов, а там недалеко и до монополизации всего рынка. Следы финансового бедствия рано или поздно сойдут на нет, и тогда спрос снова превысит предложение. Россияне будут выстраиваться в многомесячные очереди за наиболее востребованными моделями заграничного "происхождения", а новинки мирового автопрома приобретут более престижный статус.

Роман Гуляев

Некоторые эксперты считают, что больше всего выигрывают в сложившейся ситуации иностранные бренды. Роман Гуляев, главный редактор журнала "Авто Бизнес Ревю": "В российский автопром иностранными производителями за последние годы было инвестировано около 2 миллиардов долларов. Вполне естественно, что они хотят защитить свои инвестиции. Так что эта мера направлена на поддержку именно таких производителей, а не только "АвтоВАЗа", как об этом кричат на всех углах. Возможно, имея такую поддержку в виде пошлин, иностранные компании будут расширять модельный ряд производимых здесь автомобилей. Пример "Фольксвагена", который начал производство сразу пяти моделей, очень показателен - и VW, и Skoda в этом году на коне".

Андрей Матвеев

А как на новые условия отреагируют китайские производители, пока не имеющие в России полноценных производственных мощностей? Андрей Матвеев, руководитель отдела общественных связей компании "ИРИТО", крупнейшего поставщика китайской техники в Россию, прокомментировал ситуацию так: "Разумеется, новые таможенные правила сильно повлияли на бизнес ИРИТО. Прежде всего, потому, что прекратилась локальная сборка наиболее востребованных вcедорожников Great Wall. Однако мы предвидели эту ситуацию и еще год назад начали готовиться к ней, совершенствуя систему доставки автомобилей из Китая. На сегодняшний день мы имеем возможность поставлять машины в сборе, сохраняя при этом их цену доступной. Так что для покупателей вcедорожников Great Wall в ближайшем будущем ничего не изменится. Кроме того, автомобиль BYD F3, наиболее популярная легковая модель из представляемых ИРИТО, всегда поставлялась без локальной сборки и имела при этом огромное ценовое преимущество перед конкурентами. Думаю, что с введением новых таможенных норм это преимущество только увеличится.

Боюсь, что ближайшие перспективы автомобильного рынка в целом трудно назвать радужными. Наиболее крупные автомобильные компании уже испытывают невероятные затруднения. Как следствие – сокращение персонала, закрытие заводов и т.д. Негативные изменения сегодня наиболее очевидны в США, а это значит, что до России волна докатится, как обычно, с опозданием в полгода, так что российским дилерам международных автомобильных концернов, вероятно, придется туго.

Кризис коснулся и китайских автопроизводителей, хотя и в меньшей степени. Все-таки в КНР есть огромный резерв – собственный рынок, которому еще очень далеко до насыщения. Как ни странно, есть и обратные примеры. Так, например, компания BYD благодаря своевременному выпуску бюджетной модели BYD FØ смогла увеличить свои продажи на 40%, удивив тем самым всех участников рынка. Пожалуй, это знаковое событие, которое доказывает, что из любой ситуации есть выход. Поэтому сейчас мы активно работаем с BYD, с тем чтобы, опираясь на опыт этой компании, обеспечить рост продаж марки и в России".

В конечном итоге пострадают покупатели. Немалая часть планировавших приобрести новый автомобиль либо отложит покупку до лучших времен, либо обратит внимание на более доступные варианты, которых, в свою очередь, станет гораздо меньше, чем год назад. В панике и вторичный рынок: пошлины сильно подорвут продажи. Ситуация же на фондовом рынке такова, что курсы валют могут меняться в любых направлениях – соответственно, значительная доля населения стремится эту валюту во что-нибудь вложить. Станет ли новая иномарка выгодным вложением – вопрос спорный. И ответ станет более или менее ясен не ранее чем через полгода – именно весной кризис, вероятно, пойдет на убыль. А тенденция развития событий такова, что делать прогнозы сейчас особенно неблагодарно. Остается ждать…

Подпишитесь на «За рулем» в