Кто внимателен, тот и прав
Иностранцы, приезжающие в Японию, особенно те, кто не оседает в мегаполисах, а поселяется в относительно небольших городах вроде Ниигаты, в большинстве своем стремятся поскорее обзавестись авто. Во-первых, чтобы избежать головной боли при выборе автобусных и железнодорожных маршрутов и соответствующих затрат на передвижение. Во-вторых, чтобы в полной мере вкусить совершенство японских автомагистралей, езда по которым разительно отличается от российских реалий как четкостью в их организации, так и поведением водителей. Словом, ездить легко и приятно - если у вас уже есть японские права. Если же нет - придется попотеть.
Достаточно сказать, что сдать экзамен с первой попытки удается единицам. С другой стороны, зная некоторые тонкости этой процедуры, можно значительно облегчить себе жизнь.
Делиться опытом я буду на примере Ниигаты - ближайшей к России дружественной точки Японии, которая к тому же густо населена нашими соотечественниками. Для получения японского водительского удостоверения необходимо пройти несколько этапов.
Сначала необходимо собрать нужные документы, после чего подать заявку в водительскую комиссию, которая назначит день экзамена. Потом придется сдать письменный экзамен (на английском или японском языке - на выбор)на знание правил дорожного движения. И, наконец, сдать экзамен на вождение.
Поясним каждый из этапов более подробно. В перечень необходимых документов входят:
1. Международные водительские права и/или обычные права внутреннего образца, а также их ксерокопии.
2. Перевод водительских прав на японский язык, заверенный в консульстве или посольстве РФ. Перевод может быть также выполнен и заверен в Японской автомобильной федерации. В обоих случаях услуга обойдется вам в 3000 йен.
3. Паспорт и его ксерокопия.
4. Сертифицированная копия вашего японского удостоверения личности. Все иностранцы, находящиеся в Японии более трех месяцев, получают ID в соответствующем муниципалитете. Сертифицированную копию ID можно получить там же, заплатив 300 йен.
5. Фотография 3х2, 4 см.
6. Сбор в размере 4800 йен.
Если вы не владеете японским языком, то в водительскую комиссию надо взять переводчика. Сотрудники комиссии общаются с иностранцами исключительно на японском языке. Будьте внимательны и вежливы, отвечайте на все вопросы как можно подробнее. Скорее всего экзамены вы будете сдавать кому-то из принимающих документы. Кроме того, тогда же можно договориться об услугах инструктора - недешевых, но крайне полезных. За 5000 йен в час инструктор покажет вам маршруты на полигоне, а также объяснит многие нюансы вождения, которые надо соблюсти во время экзамена. Маршруты там совсем не простые, как может показаться: дорожки узкие и извилистые, как в жилых кварталах японских городов, где и одна машина-то с трудом протискивается, а двоим разъехаться просто невозможно.
Письменный экзамен можно сдавать на японском или английском языке. Предварительно сами Правила дорожного движения лучше заказать в Японской автомобильной федерации. Стоит эта книга 1000 йен, не считая затрат на пересылку. Доступна как на японском, так и на английском языке, еще на испанском, китайском, португальском. На русском пока не встречалась.
Письменный экзамен состоит из десяти вопросов - с картинками и без (совсем как у нас!). Правильный ответ нужно выбрать из списка предложенных. Допускается три неправильных ответа. Бывали случаи, когда товарищи, не владеющие ни японским, ни английским, сдавали эту часть экзамена отечественным методом тыка.
В случае успешной сдачи письменного экзамена в тот же день вы допускаетесь к проверке навыков вождения. Если провалили письменный экзамен, то, заплатив только половину всей суммы, а именно 2300 йен, отправляетесь восвояси. День пересдачи будет назначен в течение последующих четырех-шести недель.
По своему опыту замечу, что вождение само по себе - не главный критерий оценки ваших способностей. Инструктор гораздо больше внимания обратит на то, как вы относитесь к безопасности на дороге, насколько тщательно высовываетесь из окна, чтобы посмотреть, не выходит ли из-за угла старушка с собачкой, и как внимательно вы вглядываетесь в зеркало, висящее на столбе, чтобы увидеть приближающийся автомобиль на перекрестке узких дорог, со всех сторон облепленных домами.
Мой муж, будучи водителем с более чем 15-летним стажем, был ошарашен инструктором после первой попытки сдать вождение, когда тот заявил: «Да вы, батенька, совсем ездить не умеете. Вы просто угроза на наших дорогах!» И только научившись правильно выворачивать шею, переезжая перекрестки, с третьей попытки наши усилия оценили по достоинству.
Вообще-то народ в комиссии довольно доброжелательный. Все недостатки и ошибки объясняют доходчиво, так что в следующий раз их просто невозможно допустить. Базовых маршрутов два, и если вы заранее проедете по обоим с инструктором, то во время экзамена проблем скорее всего не возникнет.
Еще надо заметить, что японская вежливость распространяется практически на все аспекты жизни в Стране восходящего солнца, включая поведение на дорогах. Большинство водителей почтительно относится друг к другу, не подрезая и не создавая аварийных ситуаций. С другой стороны, если вы торопитесь, то не ждите, что вас кто-то пропустит - здесь все привыкли тащиться потихонечку, слившись с общим потоком. Даже в самой жуткой пробке трудно заметить признаки нервозности на лицах японских водителей, а тем более попытки проскочить по тротуару (привет, Владивосток!).
Такого же буддийского спокойствия и вам желаем.
Ниигата, Япония.