С мыслью о лете
О том, на каком принципе работает холодильник, многие знают. В кондиционере - примерно то же. Газ-хладагент - как правило, фреон - при сжатии (компрессором) нагревается; потом частично охлаждается в радиаторе (который называется конденсатор). Затем, проходя через особый узел под названием терморегулирующий вентиль (ТРВ), газ разряжается и сильно остывает. Остается только направить холод куда надо. То есть в салон. Для этого фреон пропускают через еще один радиатор (испаритель), который обдувается вентилятором. После испарителя наступает круговорот: газ снова поступает в компрессор и т. д.
Из фреонов используют R12 или (в моделях выпуска после 1994 г.) R134a. Учтите - они несовместимы (физические свойства разные), и поэтому их нельзя смешивать или менять более дорогой R134a на R12. И вообще, надо заправлять тот хладагент, на который рассчитана система.
Хотя кондиционер система герметичная, грязь в ней все же появляется - это продукты износа. Влага - само собой. Чтобы от обоих избавиться, предусмотрен ресивер-осушитель. Расположен он на выходном трубопроводе конденсатора.
Приятно, что уход за кондиционером несложен. Во-первых надо почаще смывать струей воды грязь и соль с трубок, конденсатора и промывать пространство между конденсатором и радиатором. "Во-вторых" наступает зимой: за полгода масло в кондиционере потихоньку стекает вниз, и при включении кондиционера весной от недостатка смазки может заклинить компрессор. Так что надо хотя бы раз в месяц загонять машину в теплое (не ниже +5) помещение, дать ей согреться и запустить кондиционер на несколько минут - разогнать застоявшееся масло.
К сожалению, у фреона очень высокая проникающая способность, поэтому он легко просачивается сквозь шланги и резиновые уплотнения. Стало быть, его надо периодически дозаправлять (примерно раз в год). На некоторых кондиционерах есть специальное смотровое окошко, расположенное на ресивере-осушителе или на трубках, которые к нему подходят. И можно на глазок оценить количество фреона (см. рис.).
Заправлять кондиционер лучше на специализированных сервисах, иначе велик риск нарваться на газ другой марки или просто некачественный. И грязи в систему попадет меньше...
Ясно дело, что все на свете ломается. Кондиционеры - тоже, и почаще холодильников. Виноваты грязь, соль и вода городских улиц. В первую очередь страдают конденсатор и трубки: хоть и алюминиевые, но ржавеют за милую душу. Прохудится такая трубка, и фреон - фырь! - улетает разрушать озоновый слой. А ведь дешевыми трубки не назовешь, конденсатор - тем более (200-500$). Что уж говорить об озоновом слое! Трубки же имеет смысл варить, причем исключительно специальной аргонно-дуговой сваркой - добро пожаловать в кондиционерный сервис.
Порой ломается компрессор: летит подшипник шкива, ведь он вращается всегда, пока работает двигатель, даже если кондиционер выключен. Запросто может потечь сальник. А если система не промыта после ремонта, то компрессор легко клинит. Впрочем, перед этим частенько засоряется ТРВ и ресивер-осушитель, и кондиционер перестает давать холод или просто не включается. Если такая беда приключилась - скорей бегите чиниться. Скорость здесь прямо пропорциональна тратам.
Чудит и электрика: в основном ржавеют контакты, приходится за ними следить.
У разных моделей есть свои характерные болячки. Например, у Audi 100 (кузов С-4 или 45) конденсатор начинает ржаветь по бокам, где к нему прижимается стальной каркас, а напорная трубка - в двух местах под пластиковой оплеткой. А на Audi А4, А6 расположенный за конденсатором напорный шланг не закреплен и поэтому перетирается. Выходят из строя шланги под правой передней фарой; фитинги, соединяющие компрессор со шлангами, "прикипают".
На баварских BMW Е-32, Е-34, Е-36, Е-38 и Е-46 конденсатор гниет в нижних углах, где трубки проходят через стальной каркас. Нередко сгорает резистор включения первой скорости дополнительного вентилятора.
У Daewoo Nexia конденсатор, как правило, ржавеет под нижним болтом крепления вентилятора.
На Mercedes (W201, -124, -126, -140) частенько ломается датчик включения вентилятора. На W202, -210 конденсатор гниет за вентиляторами, ржавеет его нижняя трубка. Кроме того, на W-202 нередко трескается смотровой глазок на ресивере-осушителе. В моделях W-124, -201 корпус датчика высокого давления пропускает фреон. А вот на G-Klasse конденсатор корродирует по бокам, где его касаются пластинки усилителей.
Mitsubishi Pajero тоже не без греха: ржавеет (под хомутом) напорная трубка между конденсатором и ресивером-осушителем. Порой барахлит задний кондиционер.
В "Опелях" моделей Vektra А, Calibra, Astra компрессор пропускает фреон. На "Вектрах" вообще компрессоры неудачные - часто клинят, а еще перетираются незакрепленные трубки (советуем проложить чем-нибудь вроде мягкой резины). На "Омеге" как правило перегнивает напорная трубка, расположенная под блоком АБС, на левом лонжероне.
На VW Passat В4 и В5 конденсатор начинает гнить в правом нижнем углу, под стальным усилителем. На модели Sharan напорные трубки, как правило, корродируют под прижимной площадкой. У Golf ржавеет напорная трубка ресивера-осушителя.
Да, проблем с "кондишином" хватает. Однако, вы когда-нибудь пересаживались в летний городской зной с раскаленной "девятки" на иномарку с этим благом? Ощущали разницу?
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала специалистов фирмы "Топ-мастер"