Кольцевые гонки: Вымученный год

Кольцевые гонки: Вымученный год

Три года назад этапы Кубка «Лады» собирали по сорок пилотов. В серии RTCC в 2006-м стартовало под сотню спортсменов. В этом году в четырех классах машин «Рашн туринг чемпионшип» – около шестидесяти имен. Причем треть из них – те, кто выступил на одном-двух этапах вместо пяти. А сотня едва ли набралась во всех четырех гоночных сериях, вместе взятых.

Многие команды просто пропустили сезон, другие подались за рубеж. Зрители охотно шли на гонки лишь там, где «кольцо» в диковинку, – в Орле, Курске. В столичных Лужниках и подмосковном Мячково трибуны (или обочины) заполняли в основном традиционные группы поддержки команд, составленные из друзей и родственников.

Неужели народу не интересны гонки?! Вряд ли. В те же Лужники состязания по дрифтингу привлекли тысячи людей. А ведь кольцевые гонки – абсолютный мировой лидер по числу зрителей, с дрифтингом никакого сравнения. Просто болельщиков надо завлечь, а для этого нужно зрелище. Восемь – десять машин на старте и долгие скучные перерывы между заездами – не то, чем можно прельстить. А именно так проходили нынче абсолютно все российские кольцевые серии. В формуле 1600 (между прочим, официальный чемпионат страны!) после двух-трех кругов разрывы между машинами порой достигали сотни метров – слишком велика разница в классе пилотов. Согласитесь, надо очень крепко любить автоспорт, чтобы в течение получаса с неослабевающим интересом созерцать подобную гонку.

Устроители RTCC сделали все, что в их силах. Порывались даже провести этапы на «неизведанных землях»: в столичных Мневниках, Владимире, Ростове-на-Дону. Не получилось, равно как и у Национальной гоночной серии АВТОВАЗа в Тольятти. Правда, и эти ходы не вывели бы «кольцо» из очевидного упадка.

Чем еще запомнится кольцевой сезон-2008? Двумя обещанными, но не открытыми трассами (Дорогобуж, Казань). Двумя трассами, которые начали строить (Домодедово, Волоколамск). Огромным числом гонок, прошедших за рубежом (почти половина общего количества). Рекорд установил Кубок «Хонды-Сивик»: выезды в Украину, Финляндию, Италию. Впрочем, ничего особенного иностранцы не увидели: те же десять машин на старте...

Краткий прогноз на сезон-2009: продолжение упадка. Одного года точно не хватит, чтобы вернуть «кольцо» хотя бы на прежнюю высоту, не говоря уж о выходе на уровень принципиально новый. Ведь сериям придется заново доказывать свою состоятельность – и пилотам, и зрителям, и спонсорам. 

КОММЕНТАРИЙ

Как наше российское «кольцо» докатилось до такой жизни? Кого винить – организаторов серий, спортивных функционеров, руководителей команд или пилотов? Отвечает заведующий отделом спорта ЗР Вадим Крючков:

– Найти крайнего или крайних дело нехитрое. Только ситуацию это не исправит. Даже полноценные кольцевые трассы, которые вот-вот построят, не панацея от всех гоночных бед. Хотя бы потому, что наш автоспорт по-прежнему напоминает малочисленную закрытую секту. Он жив благодаря усилиям горстки энтузиастов, которым еще и семьи кормить надо. То, что у них сложные отношения друг с другом, – не причина, а следствие. Времена, когда гонки в нашей стране оплачивались как бы сами собой (читай: из государственного кармана), давно прошли. Финансы, по сути, и являются камнем преткновения. Если точнее, доходная часть. Расходы-то у нас вполне взрослые – и у организаторов, и у спонсоров, и у отдельных команд... А вот в статье «Доход» отсутствуют важнейшие составляющие, какие есть у любой раскрученной зарубежной серии. В первую очередь это деньги за билеты, что платят зрители, а также средства от популярных телеканалов за право транслировать событие. Без них получается ровно то, что видим сегодня: кто-то, где-то, как-то, на какие-то средства проехал. На старте – десяток машин, на финише – сплошные убытки.

Что делать? На мой взгляд, автоспорту нужна молодая кровь: толковые менеджеры и финансисты. Люди, способные создать зрелище, интересное зрителям, телевидению и, как следствие, действительно выгодное спонсорам. То есть отладить и запустить механизм получения прибыли от автогонок.

Подпишитесь на «За рулем» в