Polaris 800EFI: Верхом на гусенице

Polaris 800EFI: Верхом на гусенице
Универсальным гусеницам болотце не препятствие.

Квадроцикл (ATV) – аппарат на колесах. Тем не менее это знатный внедорожник. Но и такой уступит гусеничной машине. Можно ли приспособить на ATV этот движитель и расширить возможности квадрика? «Нет проблем!» – ответили в компании «Поларис» и разработали для своих машин гусеницы, которые легко встают на место колес.

Тип привода? Гусеничный 4х4!

Новая гусеница Polaris движется по каткам, как на танке. Трак резиновый, колеса (катки) из высокопрочного пластика. Подшипники в этом движителе герметичны – смазка заложена на весь срок службы. С ними снег и грязь нипочем. Но прежде чем взять на тест переобутый четырехколесник, захотелось посмотреть, как монтируют гусеницы: действительно ли за 60 минут (так уверяет реклама)? И можно ли это сделать самому?

Этот подъем на колесах штурмуют только с разгона. На гусеницах можно и ползком.

Испытуемый образец вездехода – четырехколесник-одиночка Polaris 800EFI. Комплект движителей, адаптеры и крепление подобраны, разумеется, под конкретную модель ATV. Час времени – и у меня на глазах руки механика превратили маленький вездеход в машину, готовую покорять любое бездорожье.

Грузим агрегат в прицеп – и на мою любимую непролазную трассу. Словно по заказу, зарядил дождь. Дорога (вернее, то, что летом ею называлось) – просто класс: идеальные условия для тестирования АТV!

Четырехколесный ATV превращается в вездеход о четырех гусеницах.

Вот первые впечатления от гусениц: чувствительно жестче по сравнению с колесами, очень трудно повернуть руль на месте. На ходу – без проблем, но разворот требует недюжинных усилий. Радует, что это временная проблема: в следующем году у «Полариса» появится усилитель руля.

Только приоткрыл курок газа, сразу понял: гусеница не любит наездов на твердые препятствия. Например, корни деревьев и колдобины на скорости кажутся ничуть не мягче камня. Дальше ехал потише. Кстати, провожая меня на тест, механики несколько раз повторили: не превышай рекомендованную максималку 55 км/ч. Пару раз ради эксперимента разогнался под восемьдесят. Удовольствия никакого: трясет, гусеницы на такой скорости «плывут» – приходится все время подруливать, чтобы удержать четырехколесник на дороге. А вот 55 км/ч действительно в самый раз.

Но я сразу простил «Поларису» мелкие недостатки, едва приступил к специальным упражнениям. Как же он гребет своими гусеницами! Я не оговорился: именно гребет, других слов не подберешь.

Упражнение первое – любимое болото. Впрочем, любимым его можно назвать, только сидя на таком аппарате, как гусеничный «Поларис». Сколько в трясине застряло народу, не сосчитать. Об этом говорит большое количество брошенного хлама – его подкладывали под колеса увязших автомобилей. Чего только не использовали люди, чтобы преодолеть это болото, да тщетно: никаких следов колес на другом берегу нет.

«Поларис» же, опираясь на свои гусеницы, стоял в самом центре грязевого месива как ни в чем не бывало. От меня требовалась самая малость: выполнять команды фотографа. Вперед, назад, быстрее, тише – а со стороны машины никакого намека на то, чтобы застрять или забуксовать. Лишь однажды почувствовал, что начало засасывать. Как только вода дошла до подножек, шевельнул кнопкой на руле и подключил передние ведущие гусеницы. Потом курок газа до упора, шприц грязи в небо – и наша фотосессия продолжилась.

Второе препятствие – подъем. Каверзный такой, я на нем обычно проверяю все тестовые АТV. Останавливаюсь на середине горы и пробую продолжить движение к вершине. Как правило, испытания заканчиваются одинаково: колеса срывают дерн, буксуют, и, каким бы рельефным ни был протектор шин, я скатываюсь к подножью. На гусеницах это упражнение дается без проблем. С середины горы вверх (хочешь, по миллиметру, хочешь, с газом) – легко, непринужденно и даже как-то элегантно.

Упражнение третье – брод. Четырехколесник стандартный, никакого шнорхеля нет и в помине, сапуны мостов и вариатора высоко не подняты, поэтому ограничителем глубины погружения служила холодная вода в моих мотоботах. На полном приводе – словно посуху. Покатавшись туда-сюда и обнаглев вконец, отключаю передний мост. Нажимаю курок газа и… Задние гусеницы мгновенно скрываются под водой. Ладно бы только это, они еще по самую ступицу закопались в песчаное дно.

Наконец-то засел? Лебедки нет, а до ближайшего жилья километров тридцать. Восторг улетучился как дым, когда увидел фотографа, бегающего по берегу и тревожно машущего руками. Знать, видок у меня был неважный, раз он оставил аппаратуру… Доигрался? Щелкаю кнопкой включения переднего моста на руле... Неужели поздно? И лишь вылетев на берег, вспоминаю, что в инструкции жирным шрифтом написано: «На бездорожье – только полный привод!»

Тут-то и вспомнил разговор с одним из спортсменов перед тестом. Он всесезонные гусеницы характеризовал так: «Пробовал. Скучно, брат: экстрима никакого. Едет себе и едет, засадить практически невозможно».

Наверное, он по-своему прав, этот спортсмен. Неделю я мотался по бездорожью в поисках непроходимого для гусеничного «Полариса» места. Не нашел! Но что скучно спортсмену, обычному владельцу ATV в самый раз. Грибнику, рыболову или охотнику именно такое сверхпроходимое транспортное средство наверняка придется по душе.

Подпишитесь на «За рулем» в