Polaris 800EFI: Верхом на гусенице
Квадроцикл (ATV) – аппарат на колесах. Тем не менее это знатный внедорожник. Но и такой уступит гусеничной машине. Можно ли приспособить на ATV этот движитель и расширить возможности квадрика? «Нет проблем!» – ответили в компании «Поларис» и разработали для своих машин гусеницы, которые легко встают на место колес.
Новая гусеница Polaris движется по каткам, как на танке. Трак резиновый, колеса (катки) из высокопрочного пластика. Подшипники в этом движителе герметичны – смазка заложена на весь срок службы. С ними снег и грязь нипочем. Но прежде чем взять на тест переобутый четырехколесник, захотелось посмотреть, как монтируют гусеницы: действительно ли за 60 минут (так уверяет реклама)? И можно ли это сделать самому?
Испытуемый образец вездехода – четырехколесник-одиночка Polaris 800EFI. Комплект движителей, адаптеры и крепление подобраны, разумеется, под конкретную модель ATV. Час времени – и у меня на глазах руки механика превратили маленький вездеход в машину, готовую покорять любое бездорожье.
Грузим агрегат в прицеп – и на мою любимую непролазную трассу. Словно по заказу, зарядил дождь. Дорога (вернее, то, что летом ею называлось) – просто класс: идеальные условия для тестирования АТV!
Вот первые впечатления от гусениц: чувствительно жестче по сравнению с колесами, очень трудно повернуть руль на месте. На ходу – без проблем, но разворот требует недюжинных усилий. Радует, что это временная проблема: в следующем году у «Полариса» появится усилитель руля.
Только приоткрыл курок газа, сразу понял: гусеница не любит наездов на твердые препятствия. Например, корни деревьев и колдобины на скорости кажутся ничуть не мягче камня. Дальше ехал потише. Кстати, провожая меня на тест, механики несколько раз повторили: не превышай рекомендованную максималку 55 км/ч. Пару раз ради эксперимента разогнался под восемьдесят. Удовольствия никакого: трясет, гусеницы на такой скорости «плывут» – приходится все время подруливать, чтобы удержать четырехколесник на дороге. А вот 55 км/ч действительно в самый раз.
Но я сразу простил «Поларису» мелкие недостатки, едва приступил к специальным упражнениям. Как же он гребет своими гусеницами! Я не оговорился: именно гребет, других слов не подберешь.
Упражнение первое – любимое болото. Впрочем, любимым его можно назвать, только сидя на таком аппарате, как гусеничный «Поларис». Сколько в трясине застряло народу, не сосчитать. Об этом говорит большое количество брошенного хлама – его подкладывали под колеса увязших автомобилей. Чего только не использовали люди, чтобы преодолеть это болото, да тщетно: никаких следов колес на другом берегу нет.
«Поларис» же, опираясь на свои гусеницы, стоял в самом центре грязевого месива как ни в чем не бывало. От меня требовалась самая малость: выполнять команды фотографа. Вперед, назад, быстрее, тише – а со стороны машины никакого намека на то, чтобы застрять или забуксовать. Лишь однажды почувствовал, что начало засасывать. Как только вода дошла до подножек, шевельнул кнопкой на руле и подключил передние ведущие гусеницы. Потом курок газа до упора, шприц грязи в небо – и наша фотосессия продолжилась.
Второе препятствие – подъем. Каверзный такой, я на нем обычно проверяю все тестовые АТV. Останавливаюсь на середине горы и пробую продолжить движение к вершине. Как правило, испытания заканчиваются одинаково: колеса срывают дерн, буксуют, и, каким бы рельефным ни был протектор шин, я скатываюсь к подножью. На гусеницах это упражнение дается без проблем. С середины горы вверх (хочешь, по миллиметру, хочешь, с газом) – легко, непринужденно и даже как-то элегантно.
Упражнение третье – брод. Четырехколесник стандартный, никакого шнорхеля нет и в помине, сапуны мостов и вариатора высоко не подняты, поэтому ограничителем глубины погружения служила холодная вода в моих мотоботах. На полном приводе – словно посуху. Покатавшись туда-сюда и обнаглев вконец, отключаю передний мост. Нажимаю курок газа и… Задние гусеницы мгновенно скрываются под водой. Ладно бы только это, они еще по самую ступицу закопались в песчаное дно.
Наконец-то засел? Лебедки нет, а до ближайшего жилья километров тридцать. Восторг улетучился как дым, когда увидел фотографа, бегающего по берегу и тревожно машущего руками. Знать, видок у меня был неважный, раз он оставил аппаратуру… Доигрался? Щелкаю кнопкой включения переднего моста на руле... Неужели поздно? И лишь вылетев на берег, вспоминаю, что в инструкции жирным шрифтом написано: «На бездорожье – только полный привод!»
Тут-то и вспомнил разговор с одним из спортсменов перед тестом. Он всесезонные гусеницы характеризовал так: «Пробовал. Скучно, брат: экстрима никакого. Едет себе и едет, засадить практически невозможно».
Наверное, он по-своему прав, этот спортсмен. Неделю я мотался по бездорожью в поисках непроходимого для гусеничного «Полариса» места. Не нашел! Но что скучно спортсмену, обычному владельцу ATV в самый раз. Грибнику, рыболову или охотнику именно такое сверхпроходимое транспортное средство наверняка придется по душе.