Вторичный рынок: поможет ли отмена НДС?

Поможет ли отмена НДС, ускорить развитие trade-in в России.

Несмотря на развитие дилерских сетей в России, вторичный рынок автомобилей пока живет в основном на газетных и интернет-объявлениях. Совершать сделку без посредников выгоднее, но при этом все риски ложатся на плечи автовладельцев или мелких перекупщиков. А девиз "не обманешь - не продашь" по-прежнему у многих в ходу. Иметь дело с крупной компанией безопаснее: о ней можно навести справки, наконец, автосалону, продающему машины по системе trade-in обманывать просто невыгодно, поскольку в противном случае он рискует потерять покупателя. Но процент от сделки до сих пор приходилось отдавать не только автосалону, но и государству в виде НДС при каждой операции купли-продажи автомобиля.

Многократная уплата НДС при перепродаже одного и того же подержанного авто делала дилеров незаинтересованными брать на реализацию секонд-хэнд, да и граждане не спешили к ним, предпочитая приобретать либо продавать машины сами. Это и неудивительно, ведь уплату НДС дилеры возлагали на плечи клиентов, в результате, для последних сделка становилась крайне невыгодной. Это обстоятельство сильно тормозило развитие trade-in в России. Продажа подержанных автомобилей ушла в сторону "теневого бизнеса" – оформления "доверенностей" и комиссионных продаж, так как обязанностей уплаты НДС в таких случаях не возникает.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ (Из письма читателя)

В июле этого года хотел воспользоваться услугой trade-in у одного из дилеров Opel. Продавая салону Opel Astra 2003 года выпуска, планировал приобрести у того же дилера Astra GTC 2008 года. Цена, которую предложили за "шестилетку" мне показалась неоправданно низкой. Решился продать автомобиль сам, через интернет. Потратил 3 дня: два на снятие автомобиля с учета и один на оформление договора купли/продажи с покупателем. В итоге за автомобиль получил на треть больше, чем предлагал официальный дилер, и твердое убеждение, что по trade-in продавать машину больше никогда не буду.

В статье о проекте поправок об отмене НДС "Подержанное золото"(ЗР, 2008, №5), мы отмечали, что "сегодня оборот теневого рынка подержанных автомобилей, в котором не участвуют официальные дилеры, составляет более 1 млн. машин в год, в денежном выражении - около 20 млрд. долл. А к 2011 году эта цифра возрастет до 50 млрд. долл." Этот гигантский рынок, который поправки в Налоговый кодекс, принятые Госдумой, и должны сделать более цивилизованным и прозрачным.

Теперь НДС при продаже подержанных автомобилей, приобретаемых автодилерами у граждан взиматься не будет. Дилеры, перепродающие подержанные автомобили, должны будут уплачивать НДС только с разницы между ценой автомобиля, по которой они приобрели его у физического лица, и ценой, по которой они будут его продавать.

В результате покупатель получит автомобиль, прошедший предпродажную подготовку (ее качество зависит от конкретного дилера) и юридически чистый. А тот, кто приобрел автомобиль в кредит, сможет сдать его в автосалон еще до полного погашения кредита в зачет нового. Итак, у клиентов появится возможность чаще менять автомобиль. Дилеры же получат шанс увеличить продажи, а также расширить предложение за счет сегмента более дорогих авто. Выгода государства - увеличение налоговых поступлений от легальной уплаты НДС, а также от налога с технического и предпродажного обслуживания подержанных авто, а также от подоходного и единого социального налогов с зарплаты обслуживающего персонала. Еще одни плюс – дополнительные рабочие места. А вот проиграют от новых поправок в Налоговый кодекс стихийные авторынки, поскольку им будет труднее конкурировать с теми же дилерами. Юридическая чистота сделки и прозрачная история автомобиля делает его покупку у последнего более выгодной. К тому же риск приобрести у официалов "перевертыша", "утопленника" или угнанный автомобиль минимален.

Однако повышение заградительных пошлинна подержанные иномарки делает прогноз не столь радужным. Дилерам будет трудно развивать программы импорта подержанных автомобилей из других стран, к тому же вслед за подорожанием новых иномарок цены на уже ввезенные в Россию "бэушные" авто могут повыситься. События последних недель показывают: инициатива правительства не нашла понимания у населения. Многочисленные бурные акции протеста стали главными новостями конца 2008 года. Митингует Приморье — там в автобизнесе работает больше половины населения. На защиту потребителей встал даже Сергей Миронов, назвав повышение пошлин "неэффективной мерой"и разделив мнение, что подобные способы поддержки русских сборочных предприятий недопустимы.

Но мировой экономический кризис и общий спад продаж могут, со своей стороны, стать фактором, сдерживающим рост цен на подержанные автомобили. Предложение рынка уже ввезенных иномарок и подержанных отечественных авто столь велико, что скачок цен может отпугнуть покупателей и с авторынков, и из салонов, а это неизбежно приведет к спаду продаж как у первых, так и у вторых. К тому же "официалы", которым новые поправки просто-таки развязали руки, постараются захватить как можно большую долю рынка подержанных авто, а повышением цен этого не добиться.

В последние несколько недель дилеры пытались распродать оставшиеся на складах автомобили 2008 года выпуска, привлекая покупателей всевозможными подарками, скидками, кредитными бонусами. Скидки доходят до весьма впечатляющих величин: при покупке очень дорогих автомобилей продавцы готовы скостить покупателям более полумиллиона рублей. Это абсолютно логично: в новом году сбыть залежалый товар будет еще труднее. Доля автомобилей, приобретаемых в кредит, упала в разы: банки отказывают заемщикам в каждом втором случае. Кроме того, массовые увольнения вызвали другую беду — повышение доли невозвратов по кредитам. Эти факторы, как и многие другие, практически ставят крест на развитии рынка в целом. Проекты по развитию дилерских сетей либо замораживаются, либо и вовсе отменяются. И даже столь весомая помощь правительства, как отмена НДС, не способна исправить ситуацию. Так в 2007 году на конференции Института Адама Смита, посвященной продажам и производству авто в России, несколько европейских сетевых продавцов, специализирующихся на торговле подержанными авто, заявили о своем намерении начать бизнес в России. Сейчас об этих проектах ничего не слышно — Европа сама погрязла в кризисе, и ей сейчас не до расширения.

Итак, эффект от отмены двойного НДС фактически растворится в волнах, вызванных кризисом, и лишь отчасти компенсирует повышение таможенных пошлин на импорт иномарок. Он в известной степени подтолкнет к расширению сети салонов trade-in, но заметного снижения цен пока ожидать не стоит.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Вардан Даштоян, Управляющий Директор розничного направления группы компаний РОЛЬФ:

Как изменится цена на подержанные иномарки в связи с введением заградительных пошлин в следующем году?

- Продажа автомобилей с пробегом напрямую не связана с повышением пошлин на б/у иномарки. В стране уже существует парк подержанных автомобилей, которые можно и нужно продавать. Людям в любом случае нужны машины. Сегмент автомобилей с пробегом в ближайшее время начнут также пополнять машины, полученные банками вследствие отказа клиентов от кредитов.

Роман Хапаев, Главный Исполнительный директор ООО «БЛЮФИШ» о перспективах развития рынка подержанных авто в России:

Как будет развиваться рынок подержанных автомобилей после отмены двойного налогообложения?

- Отмена двойного налогообложения полностью меняет механизм ценообразования сделки между продавцом (юридическим лицом) и покупателем (физическим лицом). Принятие поправки к налоговому кодексу позволяет проводить сделки по покупке и продаже автомобилей с пробегом по рыночной цене - теперь продавец не должен ни сам платить двойной налог, ни компенсировать эти затраты за счет покупателя.

Соответственно, растет интерес официальных дилеров к развитию этой услуги как направления бизнеса, с другой стороны, покупка подержанного автомобиля у дилеров привлекает и клиентов, которые не теряют деньги, как ранее, и вместе с этим получают надежный товар, чувствуя себя защищенными юридически.

В условиях финансового кризиса, когда продажи новых автомобилей падают, а прибыльность этого направления снижается, продажа автомобилей с пробегом может стать одним из приоритетных направлений бизнеса.

Прогноз объемов продаж на рынке автомобилей с пробегом на текущий момент сделать сложно: все будет зависеть от цен на новые автомобили - скидки на них могут сдерживать рост продаж подержанных машин.

Что на Ваш взгляд будет с авторынками и "серыми дилерами", если поправки в Налоговый кодекс вступят в силу?

- Сейчас большинство сделок по автомобилям с пробегом в России осуществляется частным образом (рынки, объявления в прессе и интернете). Автовладельцы не находят в таких способах ни удобства, ни надежности. Единственное, что их привлекает в данном случае – прибыльность сделки. Таких людей большинство.

Отмена «двойного» НДС позволит крупным игрокам, заботящимся о качестве оказываемых услуг и надежности сделок, выйти на рынок подержанных автомобилей. Таким образом, благодаря поправкам будут объединены преимущества обслуживания у официального дилера (прозрачность сделки, качественный сервис) с выгодными ценовыми условиями, характерными сейчас для частных продаж.

Безусловно, какая-то прослойка клиентов будет еще некоторое время предпочитать рынки – по привычке, однако со временем эти люди также переориентируются на сделки с «белыми» компаниями, преимущества которых неоспоримы.

Что же касается «серых» дилеров, их судьба будет зависеть от их стратегии: те, кто смогут быстро отреагировать на изменения рынка и предоставлять клиентам качественный товар, обеспечив надежность сделки, могут быть успешными.

Ожидаете ли Вы усиление конкуренции между крупными игроками на рынке подержанных автомобилей?

- Безусловно, да. Уверен, все крупные игроки рынка ждут принятия поправки для того, чтобы развернуть продажи автомобилей с пробегом. Также ожидается появление иностранных компаний, считающих Россию перспективным рынком. Однако лидерами станут те, кто был первым и налаживал бизнес-процессы, не дожидаясь отмены «двойного» НДС. Так, ГК «РОЛЬФ» запустила проект BlueFish еще в 2007 году, и на текущий момент у нас есть 16 площадок на базе дилерских центров «РОЛЬФ» в Москве и Петербурге, а также 2 автономные площадки в Москве. В планах компании – открытие 80 независимых центров продаж в крупных городах России до 2013 года.

Однако, не все специалисты верят в бурное развитие рынка подержанных автомобилей. Так, Роман Гуляев, главный редактор журнала "Авто Бизнес Ревю", считает, что говорить о новом этапе в секторе продаж б/у автомобилей пока рано:

- Ситуация с услугами trade-in вряд ли сильно поменяется. Несмотря на то, что повторное взимание НДС сильно осложняло оформление автомобилей, большинство дилеров уже давно нашли способы обойти это препятствие, принимая авто на комиссию или оформляя сделку дригими способами. Более того, из-за кризиса сейчас большинство дилеров либо замораживают подобные проекты, либо вовсе от них отказывается. Операции по покупке авто требуют наличия солидных денежных средств, а свободных денег сейчас практически ни у кого нет. Кроме того, с увеличением пошлин на автомобили, ввезенные из-за рубежа, цены на подержанные машины возрастут и без взимания НДС. Пока финансовый климат не выровняется, оживления рынка ждать не стоит.

Схема trade-in весьма популярна в салонах Audi. Все дилеры этой марки имеют площадки для подержанных авто. Вагиф Бикулов, PR-менеджер Audi Russia, также считает, что оживления в этом секторе рынка в ближайшее время ждать не стоит:

- До сих пор дилеры принимали автомобиль на комиссию, то есть, "де-юре" последующая покупка подержанных авто в салоне являлась сделкой между двумя частными лицами. Нередко это приводило к сложностям: автомобиль мог оказаться угнанным или нерастаможенным. Теперь же процедура оформления автомобиля упростилась, и автосалоны смогут отследить происхождение автомобиля, то есть сделка становится менее рискованной. Однако ликвидность этого сегмента рынка до сих пор сомнительна: дилеры пока опасаются строить планы даже по продажам новых автомобилей, тем более, куда осторожнее они себя поведут с подержанными. Проблема в том, что подобные сделки в России не систематизированы, как, например, в Германии, где есть определенная система оценки автомобиля.

Подпишитесь на «За рулем» в