Испытано в деле Peugeot 308: Рацион хищников
Маршрут: Москва – Варшава – Дрезден – Сошо – Москва, 5575 км. Расход топлива: Peugeot 308 (бензин) – 9,6 л/100 км, Peugeot 308 SW (дизель) – 8,4 л/100 км.
В Россию из Сошо поставляются хэтчбеки и универсалы модели 308 с бензиновыми двигателями. Но в последний момент перед нашим стартом в пресс-парке «Пежо Рус» появился универсал с дизелем. Таким образом, в пробег собрались хэтчбеки «Пежо-308» – 120 л.с. с механической 5-ступенчатой коробкой и 140 л.с. с 4-ступенчатым автоматом, а также универсал «Пежо-308SW» с 2-литровым дизелем (136 л.с.) и 6-ступенчатым автоматом. В их компанию затесался новый «Партнер» (1,6 л, 90 л.с.) – дебютант рынка тоже рвался проявить себя на дальней дистанции.
В этой группе сразу обратили на себя внимание 140-сильный хэтчбек и 136-сильный универсал. У них примерно одинаковые по мощности двигатели, оба представлены в наиболее дорогой на российском рынке комплектации Premium Pack, имеют автоматическую трансмиссию, кузова с панорамной стеклянной крышей, которая пользуется все большей популярностью за рубежом, а теперь и в России; сиденья обтянуты натуральной кожей. Наконец, машины довольно близки по цене: хэтчбек стоит 924 000 рублей, универсал – 1 045 000 рублей. Если бы не установленные в универсале кресла третьего ряда (стоимость опции в московском салоне – 34 000 рублей), то разница в цене была бы еще меньше. Выходит, главное различие – двигатели: наддувный бензиновый (совместная разработка с БМВ) и турбодизельный (создан в сотрудничестве с «Фордом»). В свете того, что «Пежо» решилась, наконец, начать поставки в Россию своих дизельных автомобилей, сравнить поведение этих машин на дороге показалось весьма заманчивым.
СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ И СУБЪЕКТИВНОСТИ ДЛЯ
Начну с того, что база у хэтчбека на 100 мм короче, чем у универсала, поэтому курс на дальней дистанции второй держит чуточку лучше. Кроме того, универсал на два с половиной центнера тяжелее, что также добавляет его ходу солидности и плавности. Внутри автомобили практически неразличимы. То же небо над головой через прозрачную крышу, тот же серебристый лев на обитом кожей рулевом колесе, такой же селектор автомата. Только при взгляде в зеркало заднего вида обнаруживаешь, что стекло задней двери универсала находится чуть дальше.
При плавном нажатии на акселератор «львята» разгоняются уверенно и ровно. При более интенсивном нажиме бензиновый хэтчбек начинает заметно нервничать, переходя с передачи на передачу с небольшими рывками. Дизель же сохраняет олимпийское спокойствие – урчит себе, неуклонно набирая скорость. Причина в трансмиссиях. Бензиновый агрегат скомпонован с 4-ступенчатой коробкой. Дизельный, чтобы обеспечить оптимальную тягу в его рабочем диапазоне от 1500 до 4000 об/мин, комплектуют 6-ступенчатой трансмиссией. Как ни крути, а разрыв в передаточных числах 4-ступенчатого агрегата дает о себе знать. Это особенно ощущалось в Польше, где по узким дорогам, проходящим через населенные пункты, машины шли фактически в городском режиме.
К счастью, наш путь пролегал в основном по шоссе и магистралям. И какие уж тут переключения – даешь высшую передачу! На плоской равнине Белоруссии, где шоссе с отличным покрытием вытягивается в прямую ленту, а для обгона всегда свободна левая полоса, моторов практически не слышно. По уровню шума дизель не превосходит бензинового собрата. Даже в Германии, где мы вволю порезвились на максимальной скорости, приглушенный шум двигателей не утомлял. Небольшие звуковые всплески имели место разве что на подъемах в Саксонии.
Идя в связке по немецким автобанам, где скорость ограничена лишь возможностями мотора и навыками водителя, мы имели возможность сравнить способности бензинового и дизельного моторов «Пежо-308». На горизонтальных участках бензиновый хэтчбек понемногу уходил от дизельного преследователя. Но чем круче был подъем, тем очевиднее становилось преимущество универсала с дизелем, обусловленное солидным крутящим моментом. И как бы сильно ты ни давил на педаль, как бы ни увещевал бензиновый мотор хэтча, более легкого, короткого и мощного по паспорту, – тяжелый, длинный, менее мощный, но более тяговитый универсал оставался впереди.
ТОЛЬКО ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ
В период поездки во Францию 1 л бензина А95 в Москве стоил 24 руб. 55 коп., дизельное топливо – 23,50, что тогда соответствовало 0,707 и 0,677 евро. В Сошо за литр А95 просили 1,237 евро, а за литр дизтоплива – 1,161 евро. На преодоление 5575 км дизельный универсал израсходовал 470,4 л дизтоплива (8,4 л/100 км), которое обошлось в 546,13 евро. «Лев» с бензином в крови, расходуя 9,6 л на сотню, выпил 537,6 л горючего на 665 евро. Выходит, дизельный мотор сэкономил 119 евро.
Много ли это? Во Франции дизельные 308-е в среднем на 2500 евро дороже бензиновых. Примерно такое же соотношение и в России. Чтобы почувствовать реальную выгоду, нужно пройти около 112 000 км. Именно за этот пробег компенсируется доплата за дизель при покупке, если ездить в том режиме, в каком шла команда «За рулем» – «Пежо». При езде большей частью по городу возможно обойтись и меньшим пробегом. Но только ли в этом дело? Дизельный мотор, помимо того что доставляет водителю удовольствие заправляться реже, добавляет уверенности в автомобиле, который и в гору легче потянет, и больше груза возьмет, не напрягаясь. Полагаю, расчетливые французы и европейцы, переплачивая за дизель, принимают во внимание и пониженные ставки налога, а также возможность более выгодно продать дизельную машину впоследствии.
Своими впечатлениями о рационе хищников в дальнем пробеге я поделился. Ну а российским автомобилистам еще предстоит оценить достоинства и недостатки владения дизелем: современные моторы только начали приходить в Россию.
Вы спросите, как себя вели другие участники марафона? Они наблюдали за схваткой дуэлянтов, стараясь не уступать им ни в чем. «Партнеру» при его большом лобовом сопротивлении удалось удержаться в рамках 10,1 л на сотню. Очень порадовал 120-сильный хэтчбек с механикой: его средний расход составил, как у дизеля, 8,4 л – правда, не солярки, а А95, но зато машина в два раза дешевле фаворитов гонки. В этом случае вопрос окупаемости дизеля отпадает сам собой.
Peugeot 308 c дизелем, несомненно, обладает важными преимуществами перед собратом с бензиновым мотором. Исключение – цена.
ВРЕМЯ ДИЗЕЛЕЙ
Люк ФОЛЛЕН (Luc Follain), директор дизельных проектов ПСА:
«В России настало время продавать машины с дизельными двигателями: качество топлива достаточно высокое и имеет тенденцию к улучшению. На этой почве не должно возникнуть проблем, посчитали мы, проведя анализы горючего в разных уголках России, в крупных и небольших городах. Конечно, в Москве и Санкт-Петербурге содержание серы в топливе заметно меньше, но в целом средний по стране уровень таков, что мы считаем эксплуатацию наших моторов допустимой. Учитывая климатические условия, сюда направляются дизели в комплектации «гран фруа», то есть «сильные морозы», – такие же поставляем в Швецию и Норвегию. Эти моторы уверенно пускаются и при –30ºС. Возможен пуск даже при более низких температурах. Для улучшения обогрева салона используется тепло выхлопных газов, а также нагревательные спирали, повышающие температуру охлаждающей жидкости. Дизели становятся все популярнее: они составляют половину выпускаемых нами моторов. Во Франции 70% парка легковых машин – дизельные».
НАША СПРАВКА
Завод в Сошо – головное предприятие по производству «Пежо-308». Ежедневно с конвейера сходит 1500 автомобилей, из них больше половины – дизельные. По типу кузова: 60% – универсалы, остальные – хэтчбеки и пока не продающиеся в России купе-кабриолеты. Половина клиентов заказывает стеклянную крышу.