Покупаем Chevrolet Lacetti: Крестный ход
ПОЗИЦИЯ НА РЫНКЕ
В Европе автомобиль дебютировал в 2003 году под именем «Дэу-Лацетти», в 2004-м представили версию с кузовом универсал. После покупки «Дэу» концерном «Дженерал моторс» машину переименовали в «Шевроле-Лацетти». На рынках других стран можно встретить ее близнецов под именами «Дэу-Нубира» (Европа), «Шевроле-Оптра» (Канада и Азиатский регион) или «Сузуки-Форенза» (США). С 2006 года «Лацетти» собирают в России («Автотор», Калининград); с середины 2007 года в продаже у нас только машины местной сборки, что никак не отразилось на цене.
«Лацетти» выпускается с кузовами трех типов; несмотря на общую платформу, это, по сути, три разных автомобиля. Ведь 5-дверный хэтчбек разрабатывали специалисты «Италдизайна», седан – продукт ателье «Пининфарина», а универсал создан корейскими инженерами на базе уже имеющегося трехобъемника. Хотя возраст модели по современным меркам немалый, рестайлинг не проводили. В самом деле, зачем что-то менять, если машины и так продаются на ура?
Главный конкурент модели – «Форд-Фокус», хотя в схожих комплектациях он примерно на 25 000 руб. дороже. В компанию к ним набиваются «Ниссан-Алмера Классик», «Хёндай-Элантра», недорогие модификации «КИА-Сид», «Опеля-Астра» и «Ситроена-С4», но до уровня продаж лидеров им еще далеко.
КОМПЛЕКТАЦИИ И ЦЕНЫ
Самый доступный «Шевроле» стоит 352 320 руб. Правда, его можно заказать только во время специальных акций «Дженерал моторс». Реальная же стартовая цена – 373 720 руб. За эти деньги вы получаете хэтчбек с двигателем 1,4 (94 л.с.), 5-ступенчатой механикой (другой коробки для этого двигателя не предусмотрено) в стандартной комплектации, которая включает: гидроусилитель руля, центральный замок с ДУ, иммобилайзер, электропривод и обогрев наружных зеркал, передние электростеклоподъемники, АBS, дисковые тормоза по кругу, фронтальные подушки для водителя и переднего пассажира, преднатяжители ремней безопасности, крепления для детских сидений ISOFIX, CD-ресивер с четырьмя динамиками, регулируемые по высоте рулевую колонку и водительское сиденье, складывающееся в пропорции 40/60 заднее сиденье и т. д. Весьма недурно, особенно на фоне конкурентов. Увы, здесь нет элементарного кондиционера, что не вписывается в образ современного автомобиля, к тому же не самого дешевого. Поэтому советуем сразу доплатить 20 900 руб. за удовольствие наслаждаться прохладой.
Иерархия уровней оснащения запутана в стиле лучших детективов. Так, существует три уровня комплектации – SE, SX и CDX (в порядке возрастания «богатств»), которые включают шесть базовых модификаций: Plus, Star, Elite, WTCC Street Edition, Premium и Platinum. Все бы ничего, но перечень зависит еще и от типа кузова. К тому же каждая модификация доступна в нескольких версиях, обозначаемых трудно воспринимаемым сочетанием букв и цифр. Всего насчитывается более 40 комбинаций – черт голову сломит!
Во избежание путаницы остановимся лишь на оптимальных, по нашему мнению, модификациях Star и Elite. Подробное описание остальных легко получить в салонах дилеров. Статистика продаж утверждает, что около 80% общего количества реализованных автомобилей приходится именно на эти модификации (Star отхватила примерно 20%, Elite – 60%). Первая, в которой удачно воплощен принцип разумной достаточности, помимо стандартного оборудования включает лишь кондиционер и консоль между передними сиденьями (не подлокотник!). В Elite сверх того входят противотуманные фары, задние электростеклоподъемники, регулируемая по вылету рулевая колонка, бокс-подлокотник между передними сиденьями, ящик под правым передним сиденьем, кожаная оплетка обода рулевого колеса и ручки коробки, отделка центральной консоли под металл, хромированные внутренние ручки дверей, футляр для очков, акустическая система с шестью динамиками и функцией управления магнитолой на руле. И это еще не все. Конечный список зависит от установленного двигателя и коробки, ведь в версии Elite вы можете выбрать более мощный мотор и автомат.
Для остальных моделей отметим лишь глобальные различия: Plus (только седан и универсал) славен отсутствием кондиционера, WTCC (хэтчбек/седан) – спортивным пластиковым обвесом, Premium (только седан) – климат-контролем и наличием боковых подушек, Platinum – трекшн-контролем, датчиком дождя и 15-дюймовыми колесными дисками.
Никаких дополнительных опций сверх фиксированного набора производитель для «Лацетти» не предусмотрел. На выручку приходят продавцы, любезно предлагающие доукомплектовать автомобиль защитой картера (3500 руб.), задними подкрылками (передние устанавливают на заводе) за 3500 руб., брызговиками (3000 руб.), ковриками (1500 руб.), подогревом передних сидений (9500 руб.) и сигнализацией (стоимость зависит от модели). По статистике, за такую доводку покупатели охотно выкладывают 20 000–30 000 руб. – можете смело приплюсовывать эту сумму к стоимости авто. Раньше часто заказывали еще и магнитолу, способную воспроизводить МР3-файлы, но начиная с 2008 года этому научились штатные CD-проигрыватели.
Зато все автомобили уже подготовлены к эксплуатации в наших условиях. Так называемый русский пакет включает увеличенный до 165 мм клиренс, усиленные элементы подвески, штатную антигравийную обработку и способность переваривать 92-й бензин.
ДВИГАТЕЛЬ И КУЗОВ
Помимо уже упомянутого 94-сильного двигателя, предусмотрено еще два: 1,6 л (109 л.с.) и 1,8 л (122 л.с.). Оба могут агрегатироваться как с механикой, так и с 4-ступенчатым автоматом (за исключением универсала: здесь только МКП и нет двигателя 1,4 л).
Разница в цене между машинами с двигателями 1,4 л и 1,6 л не так уж велика, и бензина они кушают примерно одинаково. Объяснение простое: обладателям машин с менее мощным мотором приходится сильнее давить на газ. Версии с двигателем 1,4 л обычно выбирают те, кто хочет уложиться в 400 000 руб., а впоследствии экономить на налогах и страховке. Такой вариант интересен и тем, кто покупает авто для себя любимого, а пассажиров и тяжести возит нечасто, – мощности 1,4-литрового двигателя им хватает за глаза.
[caption id="attachment_216737" align="aligncenter" width="150" caption="Электрификация всех стеклоподъемников – прерогатива богатых уровней, а вот электропривод и обогрев зеркал входят
даже в начальный."]
[/caption]«Лацетти» с мотором 1,8 л дешевле 498 600 руб. приобрести не удастся. Нет, двигатель сделан не из драгметалла, просто его устанавливают только на самые дорогие версии Platinum. Но за эти деньги найдется автомобиль классом повыше. Неудивительно, что, как утверждает статистика, на долю 1,8-литровых «Шевроле-Лацетти» приходится менее 1% продаж.
На наш взгляд, лучший вариант – двигатель 1,6 л и коробка-автомат. Механика вызывает нарекания некоторых владельцев. Дело не в надежности – с ней вроде все в порядке, – просто ходы рычага слишком длинные, а избирательность механизма и четкость включения передач оставляют желать лучшего (особенно при переходе со второй на третью). Поэтому настоятельно рекомендуем перед покупкой провести тест-драйв. Если посчитаете такие особенности приемлемыми, то других противопоказаний к покупке авто с механической коробкой нет.
Банальный совет: при выборе типа кузова ориентируйтесь на личные нужды и симпатии. Мы, например, считаем, что для города предпочтительней хэтчбек – проще маневрировать благодаря более скромным размерам, да и места для парковки требуется несколько меньше. К тому же выглядит он, на наш взгляд, динамичнее. Все это, видимо, и стало причиной того, что по уровню дилерских продаж хэтчбеки почти сравнялись с седанами, притом что любовь к последним в нашей стране куда крепче. Если же вы хотите заслужить признательность тещи, то альтернативы универсалу просто нет. Не многие конкуренты из гольф-класса способны перевезти за одну ходку (при сложенных задних сиденьях) до 1410 л всякого добра.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Все модификации, как уже отмечалось выше, имеют минимум две подушки безопасности, дисковые тормоза по кругу и оборудованы ABS уже в базе. В природе существует «Лацетти» и с одной подушкой, но заказы на них почему-то не принимают. Неужто печальная статистика ДТП в нашей стране задела представительство «Дженерал моторс» за живое? Ну а толстосумов, позволивших себе модификацию Premium или Platinum, дополнительно защищают боковые подушки. Последняя версия плюс ко всему оснащена противобуксовочной системой.
Крэш-тестов в Европе не проводили, зато американский Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) по своей методике, более суровой, разбил близнеца – «Сузуки-Форенза» с кузовом седан. За фронтальный удар автомобиль удостоился оценки «достаточный уровень безопасности» (условно второе место из четырех). Весьма вероятна травма ноги водителя, а еще манекен ударился затылком о среднюю стойку после отскока головы от подушки. За боковой удар результат хуже: «неудовлетворительный уровень безопасности» (четвертое место из четырех). Высока вероятность перелома таза водителя, не исключаются травмы головы, несмотря на наличие боковой подушки. Ну а задний пассажир, скорее всего, не избежит серьезной черепно-мозговой травмы, ударившись о заднюю стойку, и также с большой долей вероятности получит переломы костей в области таза.
Не стоит забывать, что передняя пассажирская подушка безопасности не отключается – нельзя перевозить ребенка на переднем сиденье в детском кресле спинкой вперед.
ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ
Производитель дает двухлетнюю гарантию без ограничения пробега на технику и шестилетнюю – на кузов от сквозной коррозии.
Техобслуживание предписано проходить через каждые 15 000 км, но не реже раза в год. Первое стоит 6743 руб., второе – 8720, третье – 10 726, ну а самое дорогое (60 000 км – смена ремня ГРМ вместе с помпой) – 23 736 руб.; это относится к автомобилям с двигателями 1,4 и 1,6 л. Для самого мощного они примерно такие же, а отличаются лишь стоимостью некоторых запчастей.
Длинных очередей на ТО нет: к некоторым дилерам необходимо записаться за двое-трое суток, другие готовы обслужить в день обращения. Очередь на жестянку – в среднем месяц. Стоимость нормочаса – 1300 руб. Многие продавцы предлагают специальные условия обслуживания постгарантийных автомобилей: нормочас за 960 рублей, скидка до 30% на запчасти и т. д.
Слабых мест у автомобиля не так уж много. В наиболее распространенных числятся: так называемая ошибка Р300 – пропуск зажигания по цилиндрам (дефект устраняли бесплатно по программе отзыва «Дженерал моторс»), стук рулевой рейки (как правило, устраняют по гарантии), сипение ГУРа. Владельцы жалуются еще на затирание стекол (как ветрового, так и боковых) и недолгую жизнь краски на ручках дверей и поводках стеклоочистителей. Впрочем, многие детские болячки уже устранены.
Показателен тот факт, что ни один потребитель не воспользовался возможностью вернуть автомобиль – она предусмотрена новой редакцией закона «О защите прав потребителей». Во всяком случае, дилеры не смогли припомнить такого случая.
ПОКУПКА АВТОМОБИЛЯ
Купить «Лацетти» не проблема: очередей нет, автомобили есть. Как говорится, приходи и бери, благо дилеров только в Москве и ближайшем Подмосковье более двадцати. Неходовые версии придется ждать около двух недель. Если же для удовлетворения ваших пожеланий требуется отправить особый заказ на завод, то можете смело покупать проездной на ближайшие четыре – шесть месяцев.
Специальными акциями клиентов не балуют, поскольку спрос и так велик. Впрочем, всем покупателям дарят комплект зимней шипованной резины. Да не абы какой, а Nokian Hakkapeliitta 5. Некоторые дилеры предлагают и свои собственные подарки. Например, набор автомобилиста для покупателей с подмосковной пропиской, скидки на обслуживание и т. д.
УГОНЯЕМОСТЬ И ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК
Завладеть «Лацетти» может любой технически подкованный хулиган – в стандарте только иммобилайзер. Но особой популярностью у угонщиков модель не пользуется и в рейтингах краж даже не входит в первую сотню. Владельцу не придется ночевать в машине и дежурить возле окон, хотя дополнительные меры защиты лишними не будут. Страховка тоже неразорительна: стоимость полиса каско составит 6–8% стоимости автомобиля.
На вторичном рынке автомобили достаточно ликвидны. В первый год они теряют примерно 17–20% стоимости, в последующие – 8–10%. Продать машину будет так же легко, как купить.
Все это позволяет «Шевроле-Лацетти» занимать верхние строчки в реляциях о продажах автомобилей в России. По итогам девяти месяцев 2008 года эта модель уверенно удерживает второе место (продано более 60 000 машин), буквально наступая на пятки «Форду-Фокус». А это дорогого стоит, ведь потребитель голосует рублем.
«Лацетти» в наиболее популярных комплектациях можно приобрести в день обращения.
Двигатель 1,6 л оптимален по мощности, надежности и расходу топлива.
ИНДЕКС ЗР
Рассчитывается как разность между двумя величинами. Первая – предельно допустимое значение стоимости эксплуатации автомобиля в течение года, которое, по нашему мнению, подкрепленному сложившейся практикой, не должно превышать 40% первоначальной стоимости машины. Вторая – отношение расходов на эксплуатацию конкретно выбранной модификации автомобиля за первые 30 000 км пробега к его первоначальной цене (выраженное в процентах). Учитывается стоимость полисов ОСАГО и каско (цена первого установлена законодательно, для второго берем среднее значение), транспортный налог (по данным налоговой службы), стоимость плановых ТО (по регламенту и расценкам официальных дилеров), затраты на топливо (рассматриваем рекомендованное заводом-изготовителем и указанный им расход в смешанном цикле). Вычитая из первой цифры вторую, получаем индекс ЗР. Чем он больше, тем относительно дешевле эксплуатация. К примеру, для выбранного нами «Шевроле-Лацетти» расходы на его эксплуатацию за первые 30 000 км составляют 24% его цены. Этот показатель мы вычитаем из максимальных 40% и получаем индекс, равный 16.
Наш выбор – «Лацетти» с двигателем 1,6 л и АКП в комплектации Elite. Индекс ЗР – 16.
Достаточный уровень безопасности предоставляет уже базовая версия.
Редакция благодарит группу компаний BLOCK и компанию «Автомир» за помощь в подготовке материала.