Экспертиза. Знаки аварийной остановки: Красный уголок
Треугольники бывают разные. Самый популярный – любовный, самый загадочный – Бермудский, самый могущественный – властный. «Треугольник» – название альбома группы «Аквариум», а также питерской фабрики резиновой обуви (после революции – «Красный треугольник»). Можно припомнить одноименные созвездия, знаки различия в Красной Армии, музыкальные инструменты, письма с фронта и даже старый фильм с Джигарханяном.
Но нас заинтересовали другие треугольники – предупреждающие. Именно так согласно ГОСТу именуется предмет, который в ПДД числится как знак аварийной остановки. Тот самый, вместо которого куда чаще выставляют на дорогу ведро или канистру…
В ПОИСКАХ НУЖНОЙ РЕДАКЦИИ
Предупреждающий треугольник должен быть в каждом автомобиле, и этот вопрос не обсуждается. А вот каким он должен быть?
Авторы ПДД от ответа ловко уклонились, дав длиннющую ссылку на знак аварийной остановки «по ГОСТ Р 41.27-99 (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 767)». Что же, действуем, как обычно: берем все. Тем более что разброс цен в московских магазинах сорокакратный: от 50 до 2100 руб! Приобретя 12 разномастных треугольников, принялись за розыски упомянутого стандарта. Отдельные его положения приведены в «Нашей справке». Кстати, мы имели основания объявить пять из приобретенных треугольников вне закона, вообще не проводя никаких испытаний! Повод веский: отсутствие инструкции, упоминаемой в п. 6.8… Однако не будем цепляться, тем более что за нас это могут сделать эксперты профильного НИИ, к которым мы обратились с просьбой провести фотометрические испытания наших приобретений.
Ну и как вы полагаете, сколько треугольников из купленной дюжины выдержали проверку ГОСТом? Два!!! И то с натяжкой… Точнее, с учетом допустимого для серийных изделий (в отличие от образцов, представляемых на сертификацию) 20-процентного снижения КСС – коэффициента силы света, проще говоря, яркости отраженного луча.
Что же, спасибо экспертам. Теперь оценим покупки сами…
ПОЛЕТЫ НАЯВУ, ИЛИ СОСТЯЗАНИЯ С ВЕДРОМ
Требования к ветроустойчивости придумали не зря: на кой нужен знак, если первый же порыв ветра унесет его в канаву или под колеса проносящейся мимо фуры? По-хорошему следовало упрятать все треугольники в аэродинамическую трубу, однако нашли способ попроще. Поставили редакционную машину на обочину шоссе, открыли капот, включили аварийку и поочередно выставили треугольники так, что от них до проезжающих мимо фур было около 2 метров. Результаты не заставили себя ждать: четыре треугольника сразу же опрокинулись и, словно пытаясь взлететь, покатились вслед за грузовиком, несущимся на скорости около 90 км/ч. Лишь вмешательство редактора (не повторять – опасно!) позволило сохранить их для истории. Еще два знака тихой сапой, по 15–20 см с каждой проехавшей фурой, смещались к проезжей части. Но зато оставшаяся шестерка сохранила верность хозяевам – несмотря на пошатывания. Радует, что среди этой шестерки оказались и те два, что соответствуют ГОСТу по оптическим параметрам.
Но в целом можно сказать, что соревнование по ветроустойчивости выиграло… ведро! Или канистра – кому что больше нравится.
ОСТРЫЕ ШУТОЧКИ
В любовном треугольнике, как известно, один из углов обычно бывает тупым. А в предупреждающих треугольниках, к сожалению, почти все очень острое! Каждый второй треугольник так и норовит отрезать вам пальцы: необработанные грани демонстрируют полное неуважение и к владельцу знака, и к п. 6.6 ГОСТ. Даже осваровское изделие, имевшее все основания опередить в табели о рангах продукцию под маркой «Мерседес», лишилось всяких шансов на золото именно по этой причине. Какой же ты лучший, если тебя опасно брать в руки?
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ ИЛИ БЕРМУДСКИЙ?
Говорят, что все истории о Бермудском треугольнике – выдумка с начала до конца. Возможно. Но вот ситуация с предупреждающими треугольниками реально оказалась критической: шансы с ходу приобрести нормальное изделие очень малы. Водителям остается радоваться тому, что инспекторы ГИБДД еще не додумались снимать номера с автомобилей, укомплектованных продаваемым повсеместно барахлом. А ведь имеют право!
Всех производителей и предпринимателей различных сословий, не согласных с выводами экспертизы, просим предоставить редакции треугольники, за которые никому не будет стыдно. Информацию о таких изделиях мы с удовольствием разместим на своих страницах.
12 место
RFT-1012
Происхождение Китай
Ориентировочная цена 80 руб.
Это даже не треугольник, а разборная пирамидка. К ней нет ни инструкции, ни упаковки, размер чуть ли не вдвое меньше требуемого, отражатели почти не отражают, улетает даже вслед легковушке. Говорить о соответствии ГОСТу вообще не имеет смысла!
+ Практически не занимает места в багажнике, зимой можно использовать как скребок.
- Все остальное.
11 место
Premier RFT-1015
Происхождение ОАЭ, Al Khateeb
Ориентировочная цена 120 руб.
Ма-а-аленький такой треугольничек, даже визуально не тянущий на требуемые 500 мм. Нет ни знака омологации, ни инструкции, зато есть полугодовая гарантия и песок в полом основании – для придания устойчивости. Ну понятно, в ОАЭ песка много! Отражатель слабее требуемого раз в десять.
+ Благодаря песку прочно стоит на единственной ноге.
- Размер и отражающая способность ниже всяких норм.
10 место
King Tools RFT-04
Происхождение ОАЭ, Al Khateeb
Ориентировочная цена 80 руб.
На картонной коробке – пиктограммы, заменяющие инструкцию. Знака омологации нет, и не случайно: отражатели вообще не работают! Размер меньше нормы, полая часть во флуоресцирующей пленке-маечке очень мала. Дырку, правда, легко увеличить до нормы ножницами, заодно уменьшив парусность: очень легко улетает.
+ Имеется рисунок, поясняющий, на каком расстоянии от авто надо ставить сей «бумеранг».
- Наихудшая в тесте отражающая способность.
9 место
RFT-01
Происхождение Тайвань, Sun Great
Ориентировочная цена 50 руб.
Нет ни инструкции, ни знака омологации,
ни флуоресцирующей полосы. Размер меньше нормы, основание крайне неустойчивое и чрезвычайно острое. Проезжающая фура сразу опрокинула треугольник на бок – спасибо, что не увлекла за собой.
+ Дешевле не бывает!
- Очень слабый катафот, острые режущие края подставки.
8 место
ПТ-02
Происхождение Россия, «Автотехсвет»
Ориентировочная цена 200 руб.
На этом изделии есть ссылка и на ГОСТ, и на ЕЭК, но в произвольной форме, то есть омологацию знак не проходил. И не прошел бы: отражение меньше нормы в 32 раза! Нет и намека на инструкцию, зато приличная масса и длинные «ноги» позволяют знаку устоять. Размеры соответствуют требуемым.
+ Солидное изделие, даже слегка бликующее в свете фар.
- Отражающая способность значительно ниже нормы, нет инструкции.
7 место
RFT-1017
Происхождение ОАЭ, Al Khateeb
Ориентировочная цена 180 руб.
Отличная упаковка с пиктограммой-инструкцией. Есть знак омологации Е11 (Великобритания), размер стандартный, но… Отражающая способность вчетверо ниже нормы, притом ячейки катафота ориентированы неправильно, так что совсем не светят при освещении под углом 40о (а должны!).
+ Полугодовая гарантия, красивая упаковка.
- Неправильный отражатель; плохая устойчивость.
6 место
Premier RFT-1021
Происхождение ОАЭ, Al Khateeb
Ориентировочная цена 160 руб.
Весьма напоминает предыдущий: тот же знак омологации (непонятно как полученной, тем более что размеры ниже нормы), та же гарантия. Катафот лучше настроен «по азимуту», но отражающая способность все равно вчетверо слабее требуемого.
+ Упаковка, гарантия, не самый плохой катафот.
- Размер ниже нормы, неудовлетворительная устойчивость.
5 место
«Чань-чжу»
Происхождение Китай, «Чань-чжу тонгран ауто аксессори»
Ориентировочная цена 200 руб.
Тут с размерами все в порядке, как и со знаком омологации в Великобритании (Е11). Правда, отражает свет фар вдвое слабее требуемого, да еще и ноги отломились при первой же попытке их разложить. Возможно, это единичный брак, но и на двух ногах норовил убежать вслед за фурами.
+ Правильный размер, есть инструкция на футляре.
- Непрочная конструкция, неправильно ориентированный отражатель.
4 место
KL-D7
Происхождение Китай, Carpoint
Ориентировочная цена 200 руб.
Треугольник прошел омологацию в Испании (Е9), имеет инструкцию-пиктограмму, устойчивое массивное основание, но маловат по размерам. Зато отсвечивает лишь в полтора раза хуже нормы. Это уже кое-что! Упакован в весьма симпатичный компактный пластиковый футляр.
+ Устойчив к ветру, неплохо отражает свет.
- Маловат по размерам.
3 место
Hella
Происхождение Финляндия, Hella
Ориентировочная цена 380 руб.
Ну что сказать – Европа! Омологацию прошел в Финляндии (Е17), отсвечивает даже лучше нормы, есть инструкция, основание очень массивное, прочное. Можно простить даже отступление на 10 мм от требуемого размера, но не экономию на флуоресцентном покрытии внутренней части. Забыли покрасить? А так – быть бы треугольнику лучшим!
+ Очень хороший катафот.
- Нет флуоресцирующего покрытия.
2 место
ОСВАР
Происхождение Россия, ОСВАР
Ориентировочная цена 300 руб.
Изделие одного из ведущих отечественных производителей порадовало прекрасным отражателем, превышающим требования ГОСТа, ветроустойчивостью. Но два недостатка отодвинули его на второе место: острые травмоопасные края штампованных деталей и непонятная экономия на какой-либо инструкции. Она, возможно, не очень нужна, но закон, то бишь ГОСТ, требует.
+ Очень хороший отражатель, идеально правильный размер.
- Режущие края, отсутствие инструкции.
1 место
Mercedes-Benz
Происхождение Венгрия, Mercedes-Benz
Ориентировочная цена 2100 руб.
Слова на этикетке «оригинальная запчасть «Мерседес»» и «проверенное качество» соответствуют истине. Знак Е1 в Германии дали не зря: отражение – в пределах нормы для серийной продукции; размеры, устойчивость, пиктограммы, прочность конструкции – всё на месте. Оригинальный пружинный механизм позволяет разложить треугольник одним движением. Зато и цена…
+ Полное соответствие стандарту.
- Очень высокая цена.
Из 12 треугольников ГОСТу – с натяжкой! – соответствуют только два.
ТРЕУГОЛЬНЫЙ ГОСТ
Определенные законодателем технические требования содержатся в ГОСТ Р 41.27-2001, соответствующем международным правилам ЕЭК ООН № 27.
П. 6.1: Полый в центре предупреждающий треугольник имеет красную кайму, состоящую из наружной светоотражающей полосы и внутренней флуоресцирующей полосы...
П. 6.6: Предупреждающий треугольник и его упор не должны иметь острых краев или углов.
П. 6.8: К каждому треугольнику обязательно должен быть приложен экземпляр инструкции.
П. 7.1.1.1. Теоретически длина сторон треугольника должна быть (500 ± 50) мм. (Слово «теоретически» – это круто! Практически, как мы обнаружили, стороны бывают гораздо короче! – Прим. ред.)
Далее в объемистом документе подробно изложены требования к отражающей способности катафотов, яркости флуоресцирующей полосы (нужна для того, чтобы треугольник был заметен днем), устойчивости к воздействию повышенной и пониженной температуры, ветра, дующего со скоростью 60 км/ч, к попаданию топлива, влаги, ударам и массе чего еще. В таблице мы приводим КСС (коэффициент силы света) – суть отношение силы отраженного света к освещенности поверхности треугольника. Его измерения проводят при разных углах падающего света β (водитель может поставить треугольник не вполне перпендикулярно дороге) при наблюдении с отклонением линии зрения от луча фар на угол α=20´ и α=1,5о (это соответствует разному расстоянию до треугольника, в первом случае оно больше).
Господа производители! Пожалуйста, привезите в редакцию нормальный предупреждающий треугольник!