Дороги России: Верный путь из кризиса

Дороги России: Верный путь из кризиса
Один из главных объектов, который должны ввести в эксплуатацию в 2009-м, – новый мост в Ульяновске.

ГОД МИНУВШИЙ

В Росавтодоре (Федеральное дорожное агентство) 2008 год считают хорошим, в каком-то смысле даже поворотным. Выдающихся (с точки зрения широкой публики) премьер почти не было, но введенные в строй объекты жизненно важны для местных жителей. Практически завершена ликвидация грунтовых разрывов на дороге федерального значения «Колыма» в Республике Саха (Якутия). Сданы в эксплуатацию мосты через Обь – в Новосибирске, Енисей – в Красноярске, Оку – в Калуге (вторая очередь). В Подмосковье открыта транспортная развязка на федеральной автодороге «Холмогоры», значительно улучшившая ситуацию на Ярославском шоссе. Построена сложнейшая развязка на санкт-петербургской Кольцевой автодороге, которая обеспечила удобный подъезд к питерскому Большому морскому порту. На всем Восточном полукольце КАД дорога стала восьмиполосной. Вот, собственно, и все большие события на федеральных трассах.

ВАЖНЕЙШИЕ ОБЪЕКТЫ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ В 2009 ГОДУ.

Зато, отмечают в Росавтодоре, многое сделано в деле законотворчества (начал действовать федеральный закон «Об автомобильных дорогах», а также целый ряд постановлений правительства, нормативных актов), шла работа по привлечению частных инвестиций в дорожную отрасль в рамках государственно-частного партнерства. В конце года подвели итоги первых концессионных конкурсов: по сооружению нового выхода на МКАД с федеральной автодороги Москва – Минск и скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург на участке между 15-м и 58-м километрами. А еще правительство приняло федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» (с подпрограммой «Автомобильные дороги») и Транспортную стратегию до 2030 года.

ГОД НАСТУПИВШИЙ

Планы на 2009 год еще более серьезные. В списке приоритетных объектов, по словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, по-прежнему трасса М4 «Дон» с подъездами к будущей олимпийской столице – Сочи; трасса М5 «Урал»; главная дорога на восток страны «Амур» и прилегающие к ней трассы «Лена» и «Колыма»; западная часть КАД Санкт-Петербурга. Еще начнут строить те самые два первых участка платных дорог в Подмосковье – инвесторы полны решимости. Правда, из-за финансовых трудностей объемы вложений и сроки сдачи объектов и участков могут меняться. Но вполне возможно, что в сторону увеличения объемов строительства.

«Финансовый кризис привел к резкому падению спроса на металл, уголь, строительные материалы. В результате в этом году производство может сократиться на 15–25%, – сообщил министр. – Мы считаем, что дорожное строительство поможет вытянуть всю экономику и хотим загрузить промышленность, авансом профинансировав предприятия за счет госзаказа. Сейчас как раз ведем переговоры с целым рядом производителей. Если они пойдут на снижение цен на свою продукцию, будем готовы увеличить объемы заказов».

БЫТЬ РЕАЛИСТАМИ

Если задумка министерства осуществится, будет здорово. Но пока общие экономические прогнозы на 2009 год, увы, не радуют. Мировой финансовый кризис основательно достал и Россию. По итоговым данным за 2008 год, рост ВВП серьезно замедлился, а в 2009-м, по прогнозам Всемирного банка, темпы снизятся еще вдвое, до 3%. По расчетам Минэкономразвития они могут оказаться и ниже – всего 2%. Инфляция составит 12–14%, увеличится отток капитала. Рубль будет постепенно девальвироваться, бедных станет больше.

Это все очень плохо, но такова реальность. И надо учиться жить в изменившихся условиях, жить по средствам.

Планы дорожного строительства пока практически не изменились. Правда, отрасль уже пострадала, объем финансирования дорожно-эксплуатационных работ на 2009 год уменьшен на 9,1 млрд. руб., на 2010-й – на 13,8 млрд., на 201-й – на 14,3 млрд. руб. С учетом ускоренной инфляции это значит, что многие действующие дороги останутся без ремонта, качество их, и без того неважное, пострадает.

Однако новые трассы все равно будут строиться! «Мы намерены наращивать темпы строительства автомобильных дорог и мостов», – заявил вице-премьер Сергей Иванов в ноябре на церемонии открытия мостового перехода через Оку в районе Калуги.

Это не может не радовать, потому что дороги нашей стране очень нужны. Только какие и когда? И какой ценой?

Москве, например, необходимо четвертое транспортное кольцо. Только вот каждый его километр обойдется в 700 млн. долларов – нигде в мире нет таких цен! Сравните: в Токио, где остро стоит вопрос дефицита городской площади, километр городских магистралей обходится в 50 млн. долларов Санкт-Петербургу необходима современная кольцевая – вопрос решается. Но километр здесь стоит почти 9 млн. долларов, в то время как в соседней Финляндии, где схожие почвы и климат, – 3,4 млн. Говорят, у нас технологии отсталые, материалы не такие качественные (однако при этом чудовищно дорогие) плюс коррупция… Так может, сейчас самая пора попытаться хотя бы частично решить эти проблемы, а не гнать план по валу, закатывая миллиарды в асфальт?

Выскажу еще одну крамольную мысль. Здорово, что правительство наконец-то озаботилось строительством дорог на Востоке страны. Они там позарез нужны! Наш журнал приложил много сил, организовал две трансконтинентальные экспедиции, чтобы привлечь внимание к строительству дорог на Дальнем Востоке. Мы в набат били: надо там создавать транспортную сеть, иначе потеряем богатейшие земли! И наконец-то проблема сдвинулась с мертвой точки: Минфин в 2009 году выделяет 66 млрд. рублей, эти средства пойдут на строительство и ремонт ключевых федеральных трасс: Чита – Хабаровск, Хабаровск – Владивосток, «Колыма» и «Лена».

Вроде бы плясать надо от радости, но… Вот о чем я думаю. Поставлена задача к следующему году одеть в асфальт всю трассу «Амур». Два года назад я этому радовался бы, но сегодня, как мне кажется, асфальт можно назвать излишеством. Потому что по этой трассе везут пока лишь полезные ископаемые (а цены на них сейчас упали) и подержанные иномарки из Японии (а их ввоз собираются ограничить). Так для чего нам при скудном транспортном потоке асфальт в тайге? Тем более что он очень скоро потребует замены, а значит, новых и новых вложений. Не лучше ли сосредоточить силы и средства на отличном содержании существующей грунтовой, гравийной дороги – пока не разбогатеем? А станем жить богаче, к теме асфальта можно будет вернуться; глядишь, к тому времени и новые технологии освоим. На сэкономленные деньги лучше, с моей точки зрения, довести до приемлемого качества (можно опять-таки пока без асфальта) трассу «Лена». Я, конечно, не специалист, но по ней ездил… То есть мучился: несколько месяцев в году «Лена» для автомобилей непроходима.

Значит, сегодня не надо строить дороги? Надо! Но с учетом того, что при падении производства в тяжелой промышленности и добывающих отраслях транспортный поток сократится. Значит, нет смысла безоглядно бороться за выполнение намеченных ранее показателей. Стоит пока заняться другим делом – создавать новые технологии, разбираться с тем, что строить и как. Кризис ведь не навсегда...

Дорожное строительство поможет вытянуть всю экономику. Минтранс предполагает загрузить промышленность заказами.

Подпишитесь на «За рулем» в