Формула 1: Время вундеркиндов
Хуан-Мануэль Фанхио первый раз стал чемпионом мира формулы 1 в 40-летнем возрасте; было это в 1951 году. Джек Брэбэм взял свой первый титул в 33 года (1959), Джеки Стюарт – в 30 лет (1969), Ален Прост – тоже в 30 (1985), Айртон Сенна – в 28 (1988), Михаэль Шумахер – в 25 (1994), Фернандо Алонсо – в 24 года (2005). Наконец, Льюис Хамильтон оформил чемпионство в 23 года.
Тенденция совершенно очевидна: чемпионы молодеют. Причины тоже ясны. Логику нашей цепочки немного нарушает Нельсон Пике-старший, взошедший на трон в 27 лет (1981). Но бразилец был уже из поколения пилотов современного типа: пришел в формулу 1 не из гаража, а через победы в картинге и младших формулах. В 1950–1960-е такой мощной системы обучения и естественного отбора гонщиков просто не было. Фанхио, например, впервые стартовал в гонке легковых автомобилей 25-летним. А Стюарт вообще начал со стрелкового спорта – был чемпионом Шотландии, дважды выиграл Кубок наций и едва не попал в состав олимпийской сборной (Рим, 1960), прежде чем занялся нормальным делом – ремонтом машин в отцовской мастерской.
Сегодня такие романтические метаморфозы, когда будущий чемпион оказывается в гоночном мире случайно, немыслимы. Последнее исключение из правил – Деймон Хилл, до 24 лет занимавшийся мотогонками. Будущих чемпионов формулы нынче готовят с раннего детства, и почти у всех отправная точка карьеры – картинг. А в числе главных составляющих успеха – солидный бюджет, грамотный менеджмент. И конечно же талант, подкрепленный упорством и трудолюбием. Льюис Хамильтон, самый молодой чемпион формулы 1 за всю историю, выпечен как раз по такому рецепту.
Карьера британца крайне проста, ничего лишнего! 1995 год – чемпион Британии по картингу, 2000-й – чемпион Европы и мира по картингу, 2003-й – чемпион Британии в формуле «Рено», 2005-й – чемпион Европы в формуле 3, 2006-й – победитель серии GP2. Уже с 1998-го Хамильтон пользовался поддержкой «Мак-Ларена» и покровительством Рона Денниса. Тут, впрочем, без некоторого везения не обошлось – босс команды обратил внимание на паренька, можно сказать, случайно. Правда, паренек этот совсем не случайно стал победителем турнира, которым Деннис лично интересовался.
По-видимому, пора отказаться от бытующего мнения о том, что оптимальной гоночной зрелости, пика формы пилоты достигают годам к двадцати восьми. Все последние чемпионы формулы 1 добивались титула раньше, не дожидаясь, пока у них по науке наступит «пик формы». А вот потом… Ну, положим, Фернандо Алонсо просто не угадал с командой – в «Мак-Ларене» с его амбициями не особо считались. Однако у Кими Райкконена, перешедшего в чемпионскую «Феррари», после взятия титула наступил очевидный спад. Причем финн помышляет о скором уходе из гонок, а ему только-только стукнуло 29. Неужели пора на пенсию?!
А ведь Льюис едва не стал чемпионом в сезоне-2007, когда ему было всего 22. Тогда, дескать, не хватило опыта. Не гоночного вообще, а опыта участия в таком затяжном, сложном и довольно нервном состязании, как формула 1. Алену Просту понадобилось пять лет участия, чтобы завоевать титул. Михаэлю Шумахеру – два с хвостиком. Теперь, видимо, селекционеры автоспорта вывели новую породу гонщиков, способную получать весь необходимый опыт за год: один сезон, и ты уже готов по полной программе! Или опыт сегодня вообще не нужен?
Знатоки формулы 1 вычислили, что рекорд Хамильтона скоро может быть побит. Набирает силу другой вундеркинд, поразивший мир не столько своими достижениями как таковыми, сколько темпом покорения различных вершин. Самый молодой победитель Гран-при формулы 1 за всю историю: Себастьян Феттель, 21 год. В этом сезоне он не попадет в состав топ-команды, а вот в 2010-м – с высокой вероятностью. По расчетам, откроется вакансия в «Феррари». И если Себастьян Феттель выиграет чемпионат, то превзойдет Льюиса. Тогда Феттелю тоже будет 23, но британец родился в январе, а немец – в июле.
Спрашивается, если чемпионат мира все время выигрывают молодые, как быть и на что надеяться тем, кто давно выступает в формуле 1? Фелипе Массе и Фернандо Алонсо в 2009-м исполнится 28, Дженсону Баттону – страшно подумать! – 29. Все они, по сути, заслуженные ветераны, как-то не к лицу им выступать в роли «гарнира» для юных талантов. А самые сильные команды «старичков» нанимают неохотно, предпочитают молодых, перспективных. И если чемпионат можно выиграть в 23, то, наверное, и в 22 тоже – невелика разница. А в 20? В 18?
Гонки картов и формул проходят на специальных закрытых трассах, водительские права не нужны, соревноваться можно в любом возрасте. Вашему сынишке исполнилось пять лет и вы подумываете пристрастить его к картингу? Не откладывайте, поторопитесь! Это в 1990-е еще можно было сесть в карт в десятилетнем возрасте и все прекрасно успеть – опубликовать к 23 годам автобиографическую книгу (Lewis Hamilton: My story) и стать чемпионом мира. Сейчас надо начинать раньше!