Портрет: Виктор Козанков
Порой у нас слишком рано ставят крест на карьере спортсмена. «В СССР Виктор достиг всех вершин. Но сейчас другие времена. Для выступлений за рубежом уже возраст не тот. У нас без денег рассчитывать на результат не приходится, а коммерческой жилки у него нет. Так что самое время завязать с гонками». Речь в закрытом парке шла о Козанкове – двукратном победителе Кубка дружбы социалистических стран, многократном победителе чемпионатов страны по кольцевым гонкам, победителе и призере «Гонки звезд «За рулем». Тогда, в 1991 году, Виктору было чуть за тридцать и спорт он не бросил – попробовал свои силы в британской формуле 3. Убежден, пилот, выступавший за далеко не самую богатую конюшню, выжал из своего «Ральта-35» с двигателем «Альфа-Ромео» все, на что была способна машина. Но в тот год на трассе доминировали моторы «Хонда». Результаты Виктора – стабильное попадание в десятку. А кто впереди? Рубенс Баррикелло, Жиль де Ферран, Хорди Хене, Рикард Райделл, Дэвид Култхард, Педро Диниц – сплошь будущие звезды формулы 1, американской серии CART и кузовного чемпионата мира. В такой компании пока не довелось сражаться ни одному россиянину, кроме Виктора.
Из Британии он вернулся аккурат к последнему этапу нашего кольцевого чемпионата, уже ничего не решавшему – победитель тогда определился досрочно. На трассу «Чайка» в Киев Виктор приехал один – сам себе пилот, механик и начальник команды. Упорно тренировался, а потом столь же упорно крутил гайки видавшей виды «Эстонии-21». Готовился под снисходительными взглядами обладателей свежих шасси, бригад механиков и приличных бюджетов. Что хотел доказать бунтарь-одиночка? Ответ дала гонка: Виктор лидировал со старта до финиша, оставив нового чемпиона страны далеко позади.
Следующий раз разговоры о том, что Козанков «уже совсем не тот», пошли в середине девяностых, после нескольких невыразительных стартов пилота в зимних трековых гонках. Старенькая арендованная «восьмерка» и отсутствие финансов – не лучшие козыри на ледовой дорожке. Но пару лет спустя фирменный пилот команды «Вест Канопус Кастроль» Виктор Козанков выиграл чемпионат страны по треку. При этом и на кольце еще много лет оставался лидером.
Может сложиться впечатление, что Виктор – баловень судьбы. Это не так. Жизнь его била, и била очень больно. Преодолевать трудности, а то и вовсе начинать с нуля приходилось не раз.
Совсем недавно Козанков был вынужден продать свою формулу. «Даллара», которой исполнилось десять лет, больше не могла конкурировать с машинами богатых отечественных конюшен. И снова старая песня: «Виктор уже давно не поднимался на подиум – не стоит ждать от него хороших результатов». Поводом для этих слов стал список кандидатов традиционной «Гонки звезд «За рулем» минувшего года. Один из самых титулованных пилотов за всю историю наших состязаний, разумеется, получил приглашение. И дважды поднялся на подиум! Бронзу в командном зачете дополнила бронза в личном. А в минувшем кольцевом сезоне пилот выступал в непривычном амплуа – вместо формулы стартовал на легковом автомобиле «Хонда-Сивик» в Кубке России. Десять этапов на трассах Украины, Финляндии, Италии и России выявили нового победителя серии. Им стал Виктор Козанков!
Истинный талант способен стать первым в любой дисциплине. За годы, проведенные в автоспорте, Козанков побеждал на кольце и на треке, летом и зимой, с шипованной резиной и без шипов, на передне- и на заднеприводных машинах, легковых и формулах. Убежден, приведи его судьба в ралли или кросс, он и там не оказался бы статистом.
НАША СПРАВКА
Виктор Козанков, мастер спорта международного класса, 21.01.1959.
Чемпион СССР по автомобильным кольцевым гонкам в 1985, 1987, 1989 годах. Серебряный призер – в 1986, 1988, 1990-м.
Победитель Кубка дружбы социалистических стран в 1988 и 1989-м. В 1990 году – серебряный призер, в 1987-м – бронзовый.
Чемпион России по автомобильным кольцевым гонкам в 1993, 1995, 1996, 1998-м.
Чемпион России по зимним трековым автогонкам-1997. Победитель в 1986-м и призер «Гонки звезд «За рулем» в 1987, 1992, 2008 годах.