Дакар-2009: Хроника пропавших экипажей
Объяснить, что произошло, может только участник событий. Слово Алексею Кузьмичу, штурману экипажа №474: «Из-за сильного дождя и непроходимой трассы организаторы были вынуждены остановить гонку. Мы финишировали на втором контрольном пункте скоростного участка (СУ) и теперь ждем дальнейших указаний.
А началось все благостно. Стартовали при температуре +40, а сейчас местами лежит снег, идет ливень и очень холодно. Сегодня засели и откапывались почти все. Организаторы на СУ протяженностью 506 км, проложенного преимущественно по пескам, дали норматив 15 часов. На деле скоростных участков почти не было, продолжается «феш-феш». Очень сложная трасса. Каждые четыре-пять километров стоят утонувшие в пыли и песке машины. К ямам и промоинам на трассе добавились острые камни, а в некоторых местах из колеи выбраться невозможно. Мы крепко засели на 13-м километре. А уже на 18-м заклинило раздаточную коробку. Смогли продолжать движение, потому как «поймали клин на повышенной». На 30-м километре сломали шток амортизатора. Теперь прихрамываем - крен на левую сторону. Из-за этого много камней ловили брюхом.
На наших глазах сгорели дотла грузовик MAN португалки Изабель Жасинту и багги Ивана Мюллера – чемпиона мира WTCC. Очень жаль, сочувствуем.
Из-за несметного числа острых камней на 42-м километре пробили колесо. Поменяли. На 160-м еще одно.
Не пожалели, что поставили шины BFG G3 - для «феш-феш» и песка самое оно! Но в горах, когда началась грязевая жижа, машина поплыла. Засели. Пока откапывались, промокли до нитки. Кстати, португальскому экипажу из нашей команды большой «привет». Не остановились помочь и даже демонстративно отвернулись, проезжая мимо. Ишаки им товарищи! В отличие от них, мы никогда не проедем мимо. Вот и сегодня помогли женскому экипажу Toyota France. У них полетел генератор, и сами бы они точно не справились.
Ливень превратил ралли в трофи. Русла рек стали наполняться водой, грязевая жижа засасывала. Нам приходилось убегать от потока…»
На этом связь по спутниковому телефону прервалась.
Поясним, что багги Мюллера и грузовик Изабель сгорели в результате столкновения в районе 40-го километра СУ.
Ну вот, теперь характер пятого этапа значительно ясней. Лидеры, видимо, более-менее благополучно преодолели трассу до того, как пошел сильный дождь, а все остальные… Да и у лидеров не все гладко – Стефан Петерансель, например, где-то схватил 15-минутный штраф. И третье место Робби Гордона многое объясняет: для Hummer с его здоровенными колесами всякая грязь особых сложностей не вызывает. А Карлос Сайнс, хоть и финишировал третьим, теперь уже не лидер гонки.
Леонид Новицкий показал 17-е время на этапе и поднялся с 28-й на 20-ю позицию, вплотную за Борисом Букатовым, который пока, тьфу-тьфу, серьезных потерь времени избегает. Оба вполне могут потихоньку забраться в первую десятку, что стало бы выдающимся достижением. Но и места во втором десятке на «Дакаре» - незаурядный результат. Кстати, отличный этап провел Илья Кузнецов, опередив на СУ Букатова и поднявшись сразу на двенадцать позиций. Впрочем, итоги пятого этапа почти наверняка подвергнут корректировке – гонка же была остановлена. Организаторы вполне могут даже признать этап несостоявшимся. Но с большей вероятностью из времен СУ вычтут ту сумбурную часть, которую «подмочил» ливень. Добавим, что средняя скорость лидеров (!) на пятом этапе – около 55 км/ч (на четвертом этапе у Карлоса Сайнса – 110 км/ч).
На грузовиках непогода отразилась в меньшей степени. В отчете команды «КамАЗ-Мастер» вообще не упомянуто, что был какой-либо дождь. Фирдаус Кабиров и Владимир Чагин оба опережали Жерарда де Роя, но лишь до момента, когда на машине Чагина взорвалось колесо – замена съела около десяти минут. Поэтому лидер гонки остался прежним, но Кабирову до него ближе, чем рукой подать – 13 секунд на «Дакаре» не считаются. Никакой опасности для челнинской дружины не представляет теперь Ханс Стейси. По сути, остался только один реальный соперник - де Рой, все остальные едут медленнее.
Шестой этап почти полностью проходит в горах, в Андах. На высоте 2300 метров участники «Дакара» уже были, а теперь предстоит покорить 2700 м. Там почти наверняка снег. При этом самая низкая отметка скоростного участка – около 1200 м. Уже объявлено, что на старт шестого этапа (8 января в 15.00 по московскому времени) вышли 158 мотоциклов, 19 «квадриков», 141 вседорожник и 67 грузовиков. Технические потери после пяти этапов не так уж и велики. Чего не скажешь о потерях времени. И потерях людей. Больше двух суток спецслужбы гонки и местная жандармерия искали потерявшегося еще на втором этапе 49-летнего французского мотогонщика Паскаля Терри, и нашли в ночь с 6 на 7 января мертвым на труднодоступном участке трассы.
Результаты пятого этапа:
Зачет Car
1. Жинель де Вильерс (ЮАР, Volkswagen Touareg) – 5:47.43
2. Дитер Деппинг (Германия, Volkswagen Touareg) – 2.18
3. Робби Гордон (США, Hummer H3) – 4.12
4. Нассер аль Аттиях (Катар, BMW X3) – 5.23
5. Марк Миллер (США, Volkswagen Touareg) – 8.59
6. Люк Альфан (Франция, Mitsubishi Racing Lancer) – 10.02
Зачет Truck
1. Фирдаус Кабиров (Россия, КамАЗ 4326) – 6:43.56
2. Владимир Чагин (Россия, КамАЗ 4326) – 12.19
3. Жерард де Рой (Голландия, GINAF X2223) – 12.28
4. Томаш Томечек (Чехия, Tatra 815) – 53.24
5. Франц Эктер (Германия, MAN TSG 18.480) – 56.01
6. Ильгизар Мардеев (Россия, КамАЗ 4326) – 56.16
Положение после пяти этапов:
Зачет Car
1. Нассер аль Аттиях (Катар, BMW X3) – 18:44.37
2. Жинель де Вильерс (ЮАР, Volkswagen Touareg) – 2.24
3. Карлос Сайнс (Испания, Volkswagen Touareg) – 6.33
4. Марк Миллер (США, Volkswagen Touareg) – 19.55
5. Хуан Рома (Испания, Mitsubishi Racing Lancer) – 24.29
6. Стефан Петерансель (Франция, Mitsubishi Racing Lancer) – 28.44
7. Робби Гордон (США, Hummer H3) – 41.48
8. Люк Альфан (Франция, Mitsubishi Racing Lancer) – 42.04
9. Дитер Деппинг (Германия, Volkswagen Touareg) – 1:16.40
10. Джилерме Спинелли (Бразилия, Mitsubishi Pajero) – 1:39.26…
19. Борис Букатов (Россия, Mitsubishi Pajero) – 6:43.01…
20. Леонид Новицкий (Россия, BMW X3) – 7:14.57…
22. Илья Кузнецов (Россия, Mitsubishi L200) – 8:38.39
Зачет Truck
1. Жерард де Рой (Голландия, GINAF X2223) – 22:13.05
2. Фирдаус Кабиров (Россия, КамАЗ 4326) – 0.13
3. Владимир Чагин (Россия, КамАЗ 4326) – 10.05
4. Ильгизар Мардеев (Россия, КамАЗ 4326) – 1:30.46
5. Франц Эктер (Германия, MAN TSG 18.480) – 2:07.40
6. Томаш Томечек (Чехия, Tatra 815) – 2:35.14
7. Марек Спасил (Чехия, LIAZ) – 3:11.06
8. Ханс Стейси (Голландия, MAN TSG 18.480) – 3:52.32
9. Андре де Азеведо (Бразилия, Tatra 815) – 3:59.13
10. Вулферт ван Гинкель (Голландия, GINAF X2222) – 4:10.52
Четвертый этап: Песок по-аргентински Третий этап: Настоящий марафон Второй этап: Жара, пыль и первые потери Первый этап без потерь Пресс-конференция команды «КАМАЗ-мастер» 3 января