Детройт-2009: Под напряжением
Пока российские нефтеперерабатывающие компании продают бензин втридорога, во всем цивилизованном мире цены на автомобильное топливо падают вместе с ценами на нефть. В тех же Штатах за галлон бензина просят уже меньше двух долларов, то есть, литр горючего, в примерном пересчете обходится около 15 рублей. За год в США бензин подешевел почти вдвое. И если еще год назад "Большая Тройка" начала инвестировать десятки миллионов на разработку экономичных двигателей, гибридных систем и прочих "зеленых" штучек, в данный момент спешка не столь оправдана. Зачем переплачивать за экологию, если куда более мощный автомобиль с традиционным ДВС обойдется дешевле, и, при условии сохранения цен на нефть на нынешнем уровне, эксплуатация в ближайшие пару лет не ударит по карману?
Однако, тенденции, положенные в основу стратегии развития еще два года назад, демонстрируют первые реальные результаты именно сейчас. Прошедший Детройтский салон — отличный индикатор. Главные новинки немногочисленных японских автопроизводителей — гибриды: Toyota Prius и Honda Insight. Американцы же пока не готовы выпустить в серию подобные авто, но вовсю расхваливают грядущие новинки, например, Chevrolet Volt.
GM еще два года назад объявил о том, что в 2011 году в серийной гамме появится гибрид с возможностью подзарядки от бытовой электросети (plug-in hybrid). Первенцем целого семейства должен стать Chevrolet Volt – хэтчбэк гольф-класса с достаточно оригинальным салоном. Основной козырь Volt – литий-ионная батарея, позволяющая гибриду преодолеть на одной зарядке 64 км. В случае разрядки в действие вступает бензиновый мотор-генератор, заряжающий батарею — это позволит увеличить пробег до 300 км. Мощность электромотора составит порядка 150 л.с. - вполне достаточно для города. Производить батареи планируется в США. Всего литий-ионный аккумулятор Volt должен прослужить без ощутимой потери емкости 8 лет, полная зарядка от сети с напряжением 220В займет не более трех часов. Цена, с учетом субсидий, составит порядка 35 тысяч долларов — дороговато для компактного хэтчбэка. Однако, на Volt уже принято более 30 тысяч предварительных заказов — неплохой результат для виртуального авто.
Volt – первый шаг GM в этом направлении. До сих пор в линейке гибрмдов были только крупные внедорожники, вроде Cadillac Escalade, да и те большой прибыли не принесли. После Volt должны появится аналогичные по силовой установке Opel, Cadillac – последний как раз показал в Детройте концептуальное купе Converj, спроектированный по технологии plug-in hybrid.
Chrysler пошел по похожему пути — последний концепт 200С EV технически похож на Volt, однако подход к позиционированию здесь совсем другой. Принцип тот же: пробег до 64 км на одной зарядке батарей с нулевым выбросом СО2, далее оживает бензиновый мотор-генератор, позволяющий проехать уже 640 км на одном баке. Однако, сам автомобиль — это заднеприводный премиум-седан сегмента Е с достаточно вместительным и шикарным салоном. Несмотря на то, что стилистически интерьер проработан неважно, концепция обрисована четко: ультрасовременный салон с интерактивным управлением вспомогательными функциями.
Приборной панели, центральной консоли как таковых нет, их заменили цветными дисплеями с функцией multi-touch (как, например, в iPhone) — в зависимости от режима работы на них отображаются различные виртуальные клавиши и регуляторы. Однако то, насколько подобный автомобиль далек от конвейера, наглядно показал пресс-релиз: в нем не указаны даже приблизительные данные мощности.
Dodge пошел по другому пути: они позаимствовали у Lotus купе Europa и установили туда литий-ионные батареи и электромотор мощность 268 л.с.. Все это назвали Dodge Circuit EV. Максимальная скорость невелика — всего 193 км/ч, зато разгон до 100 км/ч с места занимает менее 5 секунд, четверть мили это купе "пролетает" за 13 секунд, а максимальный пробег на одной зарядке составляет от 241 до 322 км в зависимости от нагрузки на мотор. Интересные характеристики, но о серийном производстве пока никто не говорит.
В это время куда более скромная компания Tesla Motors уже запустила в продажу абсолютно аналогичный родстер — он также спроектирован на платформе Lotus, также разгоняется до 100 км/ч менее, чем за 5 секунд (точнее, за 3,9 секунды), однако заявленная мощность Tesla Roadster составляет 300 л.с., а максимальный крутящий момент — 375 Нм. Скоростной "потолок" ограничен электроникой — 210 км/ч. Полная зарядка батарей должна занимать не более 4 часов, этого должно хватить на 300 км пробега. В Детройте показали чуть более агрессивную версию — Roadster S, она на 0,2 секунды быстрее разгоняется благодаря доработанной аэродинамике. Однако стоить такой "эксклюзив" будет от 128 тысяч долларов. Доплата за 0,2 секунды — 30 тысяч по сравнению со стандартной моделью.
Ford ничего особо "экологичного" не привез, однако, на выставке была обнародована программа, в соответствии с которой уже в 2012 году с конвейера должно сойти целое семейство гибридов plug-in. Первые прототипы появятся через год.
Но пока автогиганты "запрягают", маленькая фирма Fisker уже подготовила к серийному производству спортивный седан Karma. Под капотом у новинки установлен 201-сильный электромотор, работающий от блока литий-ионных батарей. Автомобиль способен проехать на электрической тяге 80 км. После этого начинает работать 260-сильный турбонаддувный двигатель Ecotec рабочим объемом 2,0 литра. С нуля до 100 км/ч Fisker Karma Hybrid 2010 разгоняется за 5,8 секунды, а его «максималка» составляет 200 км/ч. Экстерьер Karma способен поразить даже искушенных итальянцев — столь изящных седанов в США никто еще не делал. Производство будет организовано в Финляндии, на заводе Valmet в городке Уусикапунки. Кроме комичного для русского уха названия это предприятие известно у нас тем, что в конце 90-х там производили Lada Samara. На Karma уже получена тысяча заявок. Цена — от 80 тысяч долларов. Поставки автомобилей начнутся в четвертом квартале текущего года.
Toyota же порадовала общественность сразу двумя новейшими серийными гибридами: Toyota Prius III и Lexus HS 250 h. Prius обречен на успех: американцы уже привыкли к этому названию, а сам автомобиль стал даже в некотором роде культовым — второе поколение было выпущено в количестве более 600 тысяч экземпляров.
В третьем поколении, как это принято, все несколько лучше, чем во втором: совокупная мощность силовой установки — 134 л.с., из которых 98 приходятся на 1,8-литровый бензиновый мотор с интеллектуальной системой изменения фаз газораспределения и регулировки клапанов VVTi.
Данная схема была названа Hybrid Synergy Drive и уже хорошо зарекомендовала себя на других моделях Toyota и Lexus. Схема работы такова: при разгоне в спокойном темпе авто использует только электромотор, а уже при повышении нагрузок в работу вступает бензиновый двигатель.
Расход топлива — 4,7 литра на 100 км в комбинированном цикле. При этом Prius не назовешь тихоходом: до 100 км/ч он может разогнаться за 9,8 секунды. Конструкторы неплохо проработали над аэродинамикой: коэффициент лобового сопротивления Сх составляет лишь 0,25 — один из лучших показателей в современной автоиндустрии. Кроме всего, в крышу встроены солнечные батареи — они питают систему вентиляции. Салон хорош: вместо предыдущего безликого интерьера в новом Prius – настоящий кокпит: высокий центральный тоннель с консолью, ориентированной в сторону водителя. Однако восторгов по поводу внешности куда меньше: новинку уже окрестили "башмаком".
Но теперь у Prius появился грозный конкурент: Honda в Детройт привезла серийную версию Insight. Аналогии с Prius неизбежны: эти две машины даже внешне похожи, как две капли воды.
Insight проигрывает конкуренту в мощности — 98 л.с. против 134. Экономичность тоже не так впечатляет — 5,2 литра бензина на 100 км, общий пробег на одной заправке — до 640 км. Но у Honda в руках серьезный козырь — Insight обещает стать значительно дешевле Prius. Продажи обоих гибридов в США стартуют весной этого года, цены на них пока не объявлены, но уже известно, что Insight будет стоить намного меньше Civic Hybrid (от 23 650 долларов), тогда как Prius второго поколения стоил от 21 350 долларов.
Таким образом, Honda привлечет часть потенциальных покупателей Prius ценой, в то время, как Prius сделает ставку на продвинутый брэнд. Европе же придется подождать еще полгода — обе компании планирую начать продажи гибридов в Старом Свете ближе к осени. Перспективы их появления в России пока весьма туманны.
Новый премиум-седан Lexus HS 250 h будет производиться исключительно с гибридной силовой установкой. Все та же "всетойотовская" технология Hybrid Synergy Drive здесь насколько более развита: здесь мощность достигает 187 л.с..
Остальные характеристики не сообщили, отделавшись обтекаемым выражением "HS 250 h потребляет в среднем на 30% меньше топлива, чем самый экономичный седан в линейке Lexus". Судя по всему, за точку отсчета принимается GS 450 h с комбинированным расходом в 7,9 литров на "сотню", то есть новичок сможет похвастаться "аппетитом" в 5,5 л на 100 км. Неплохой показатель для 187-сильного седана.
Пока американцы и японцы только готовят к производству новое поколение "plug-in"- гибридов, китайский BYD уже готов аналогичные гибриды продавать! В Детройт он привезли сразу три(!) таких модели: F3DM, F6DM и е6. У всех трех одна и та же силовая установка: электромотор, питающийся либо от батарей, либо от литрового бензинового мотора-генератора с АКБ. Заявленная общая мощность — 168 л.с. при 400 Нм максимального крутящего момента. Максимальная скорость всех трех — не более 150 км/ч. И если это еще звучит вполне правдоподобно, то другие характеристики фантастичны: зарядка батареи до 50% емкости, достаточной для пробега в 50 км, происходит всего за 10 минут, в то время как полный цикл зарядки — 10 часов, при условии подключения к бытовой электросети. В то же время полный пробег (батареи плюс ДВС) китайцы пока не раскрывают. Продажи в КНР вот-вот начнутся.
Несомненно, в будущем традиционные двигатели внутреннего сгорания потеряют актуальность, но пока альтернативы им нет. Электромобили, хоть и безвредны для окружающей среды, имеют очень весомые минусы. Главные — высокая цена, длительное время зарядки и малый пробег. Гибриды — это лишь промежуточная ступень в развитии экологически чистого транспорта. Более перспективны электромобили с топливными элементами: их можно заправлять водородом, алгоритм заправки не отличается от привычного, только шланг потолще. В результате химической реакции единственный "выхлоп" — чистая вода, пробег таких авто сопоставим с бензиновыми "собратьями". Пока технология производства топливных элементов дорога, но в США уже продается первый серийный автомобиль с подобной энергоустановкой — Honda FCX Clarity. И хоть стоит он дорого — около 40 тысяч долларов, да и то с учетом субсидирования, и реализуется только в Калифорнии, именно за его "наследниками" будущее. По крайней мере, пока не изобретут новых способов получения и накопления энергии.