Генерал Сергеев: «ГИБДД - не репрессивная структура!»
A.Г.: Сергей Алексеевич, очень коротко: недавно подводились итоги 2008 года – что изменилось, что стало лучше, над чем еще надо работать?
С.С.: В целом за прошедший год наметилась тенденция снижения дорожной аварийности, если говорить в процентном содержании – ДТП на 12% стало меньше, на 21% меньше погибших, на 14,5% меньше раненых. Зарегистрировано 12517 дорожных происшествий, 2246 погибших и 15 тысяч получили травмы различной степени тяжести. Наш регион – один из наиболее аварийных субъектов Российской Федерации. На федеральных автомобильных дорогах регистрируется половина всех ДТП. Некоторая положительная тенденция связана, в первую очередь, с усилением административной ответственности за грубое нарушение правил дорожного движения. Число ДТП, вызванных управлением автомобилем в нетрезвом состоянии, сокращается - на 20-25 процентов ежегодно – только благодаря кнуту в виде усиления ответственности. Во-вторых, меняется структура транспортного парка области. Увеличивается число автомашин иностранного производства, которые обладают активной и пассивной системами безопасности. Но все равно пока в Подмосковье зарегистрировано 60 процентов машин отечественного производства и 40 процентов - иностранного. Но главная проблема остается: несмотря на то, что есть серьезные подвижки в части содержания дорог, обустройства, организации дорожного движения, - развитие улично-дорожной сети и, в первую очередь, федеральных автодорог отстает от роста автопарка.
А.Г.: А есть ли такая проблема, как несознательность водителей, которые, выезжая из столицы на областные дороги, просто расслабляются и перестают строго соблюдать правила дорожного движения?
С.С.: Да нет, общие правила, общие требования, общие схемы надзора... Плотность нарядов на федеральных дорогах у нас выше, чем в столице, если говорить применительно к километражу улично-дорожной сети. Но 56-57 процентов нарушений ПДД приходится на водителей Московской области, а 35 процентов – автолюбители Москвы, остальные иногородние водители транзитного транспорта. А в структуре ДТП - 50% жители Подмосковья, 25-28% москвичи, остальные совершаются иногородними. Ведь огромные миграционные потоки идут: москвичи работают в области, жители Подмосковья - в столице… У нас достаточно скоординированная политика с нашими московскими коллегами.
Л.К.: В связи с этим пара вопросов. Вот существуют передвижные наркологические посты. Были случаи, и мы о них говорили в эфире и на страницах ГЗР, когда человеку вменяли состояние опьянения и лишали прав, на наш взгляд, не совсем справедливо... Как должны выглядеть такие автобусы, какие документы должны быть у сотрудников, находящихся в нем. Иногда просто складывается впечатление, что это частный бизнес отдельных недобросовестных сотрудников ГАИ в сговоре с врачами-наркологами.
С.С.: Проблемы как таковой не существует. Сегодня в МО находится 3 передвижных пункта медицинского освидетельствования. На всю область. Все они сертифицированы в установленном порядке, отвечают всем требованиям Минздрава. На них работают по отдельному графику врачи-наркологи с соответствующими лицензиями. И используем мы их в большинстве своем при оформлении ДТП: 1. для оказания медицинской помощи, 2. для проведения медицинского освидетельствования участников ДТП. Второе - какие-то такие рейдовые мероприятия проводятся достаточно редко. Проводятся они в тех местах, где возникают вопросы в связи с увеличением числа нарушений водителями в состоянии алкогольного опьянения. А у нас пока из 500 ДТП, в которых погибли или пострадали люди, зарегистрированных с начала года, только 10 приходятся на водителей в состоянии опьянения.
А.Г.: Сергей Алексеевич, а полномочия у передвижных и стационарных пунктов одинаковые?
С.С.: Ну, во-первых, может быть, кто-то не слышал, - изменилась вся процедура проведения освидетельствования на предмет управления ТС в состоянии алкогольного опьянения. Есть постановления правительства, в котором определены 5 признаков наличия алкогольного опьянения. Поэтому, если у инспектора есть подозрения, он видит эти 5 признаков, он эти признаки обозначает, оформляя соответствующий протокол. Прежде, чем отправить водителя к тому же наркологу, на медицинское освидетельствование, водителю будет предложено пройти освидетельствование на месте с использованием специального сертифицированного алкотестера, который выдает соответствующий сертификат на бумажном носителе. Если освидетельствование на месте водителю не предложено, то это существенное нарушение процедуры освидетельствования, и такие материалы не принимаются в производство мировыми судьями.
А.Г.: «Предложено» - подразумевает возможность отказа...
С.С.: Если у вас есть признаки, то инспектор должен вам предложить пройти освидетельствование на месте. Что это означает? Привезут, если нет на месте, алкотестер. В присутствии двух понятых осуществляется проверка наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе. Водитель говорит: "Я не согласен с результатом этого освидетельствования..." Тогда ему обязаны предложить пройти медицинское освидетельствование - в медучреждении или с использованием системы ППМО (передвижного пункта медицинского освидетельствования). Затем материалы направляются в суд, и там принимается решение.
А.Г.: В СМИ говорилось, что какие-то новые алкотестеры появились на вооружении подмосковной ГАИ совсем недавно…
С.С.: Журналисты несколько не поняли нашу мысль. Мы используем их последние полгода, с тех пор как законом предусмотрено освидетельствование на месте с использованием алкотестеров, которые сертифицированы и могут выдавать информацию об освидетельствовании на бумажном носителе в двух экземплярах. Вот такой прибор мы и продемонстрировали. У нас сегодня больше ста таких приборов, у большинства, и в ближайший месяц мы приобретаем еще 150 штук. Но хочу сказать: алкоголь и автомобиль не совместимы ни в каких дозах, ни при каких условиях.
А.Г.: А хватает трех машин на область?
С.С.: Мы не стараемся охватить всю область. Для тех функций, которые они выполняют, их достаточно. Данного вида правонарушений становится меньше. Ведь 5 лет назад каждое 4 ДТП в Подмосковье было совершено в состоянии алкогольного опьянения.
А.Г.: Продолжим тему безопасности. Сейчас идет общая тенденция перехода от стационарных постов к мобильным бригадам. Будут ли они настолько же юридически правомочны, как и стационарные посты?
С.С.: Действительно, начиная с 70-х годов, была определенная тенденция увеличения стационарных постов дорожно-патрульной службы. В конце 80-х было порядка 120 таких постов. Многие из них были построены на шоссе в сторону от Москвы и имели специфическую задачу, связанную с ограничением доступа иностранцев в те или иные районы. Эти задачи отпали со временем, и эффективность таких постов не выдерживает сегодня никакой критики. Мы переходим на мобильную систему контроля и надзора. При этом оставляя оптимальную сеть контрольных постов милиции. Сейчас у нас 28 стационарных постов, из них 11 постов на федеральных дорогах, у въезда в область. Они в ближайшее время останутся, но будут модернизированы. На всех этих постах установлены системы видеофиксации правонарушений, видеокотнроль - так называемая система "Поток", сопряженная со всеми розыскными базами.
Л.К.: При помощи этой системы были найдены многие угнанные авто.
С.С.: И очень много. А помимо угнанных, были выявлены и те машины, которые представляют определенный оперативный интерес.
Слушатель Роман: Сергей Алексеевич, могут ли сегодня инспекторы использовать на дорогах алкотестеры старого образца, не выдающие бумажный отчет?
С.С.: Нет, не могут. И кстати, хочу обратить внимание, мы в Московской области отказались от применения скоростемеров, которые не выдают видеорезультат, видеофиксацию.
Слушатель Дмитрий: Выезд с Лихачевского шоссе из Долгопрудного. Если ехать в сторону Левобережного и поворачивать налево на Бусиновскую развязку, это улица Библиотечная, то там стоит знак "Главная дорога", но направлен он не в сторону Лихачевского, а в сторону Левобережного. Года три назад он смотрел в сторону Лихачевского, с которого идет основной поток. В результате сегодня там образуется пробка, а небольшое количество машин из Левобережного района Химок выезжает свободно.
Л.К.: Все ответы Сергея Алексеевича мы опубликуем в газете и на сайте.
смс-портал: Сергиев-Посад, в самом начале Угличского шоссе, напротив бульвара Кузнецова, погибает и травмируется очень много человек. Когда там поставят светофор?
С.С.: Я также посмотрю этот участок. Там достаточно много светофоров. Как бы ни переборщить со светофорными объектами, они создают дополнительные проблемы для водителей.
смс-портал: Как можно говорить о безопасности, если сами дороги в ужасном состоянии - колеи, ямы, дороги зимой плохо чистятся. Каким образом ГИБДД принимает участие при строительстве дорог и их реконструкции?
С.С.: Это вопрос от очень обиженного участника дорожного движения. Ситуация меняется. Конечно, есть муниципальные дороги, есть ведомственные, есть дороги без хозяина... Там, где коттеджные поселки растут, развиваются населенные пункты. Есть поручение губернатор Бориса Громова, чтобы взять их на баланс. Но это непросто, это огромная бюрократическая работа, которую надо пройти. Но, возвращаясь к контролю над дорогами, - есть дорожная инспекция, всегда можно обратиться в свое территориальное подразделение или в нашу дежурную часть в Управлении (номер 600-66-66) и дать информацию, где какие проблемы возникают. Дается предписание дорожным службам, и если оно не выполняется, составляется административный протокол и штраф. Если не принимаются меры - материалы уходят в суд.
смс-портал: Если я уверена, что не пила, но сотрудник ГИБДД настаивает на освидетельствовании, я теряю 2,5 часа и опаздываю на поезд. Куда и кому жаловаться?
С.С.: В данном случае порядок определен. Если есть действительно признаки опьянения, инспектор имеет полное право провести освидетельствование на месте или направить на медицинское. На месте - это кратковременная процедура - не 2,5 часа.
смс-портал: Как вы прокомментируете пробки у торговых центров, как борется с ними ГИБДД?
С.С.: Это больше вопрос МКАД, но и у нас на федеральных трассах такая проблема существует. К сожалению, ГОСТы и СНиПы устарели и не соответствуют тому автомобильному буму, который есть сегодня в России. Здесь по каждому конкретному объекту разрабатывается транспортная схема, делается соответствующее предписание, и стараемся контролировать их исполнение.
Л.К.: Ситуация: была улица двусторонней, потом ее сделали односторонней. С одной стороны, повесили знак "Дорога с односторонним движением", с другой стороны - знак "Кирпич". Естественно, люди, которые ездят по этой улице много лет, проезжают там с закрытыми глазами, а в конце улицы их принимает экипаж машины ГАИ. Езда по встречной - суд - лишение прав. Я не призываю проявивших невнимательность прощать, но, зная, что есть такая психологическая инертность, сотрудник ГАИ равнодушно стоит в конце улицы и ждет, когда кто-то проедет под знак, подвергая опасности жизнь свою и других участников дорожного движения... Может быть, первые дни стоит постоять в начале улицы и предупредить нарушение?
С.С.: Конечно, если вносятся какие-то изменения в организацию дорожного движения, кстати, изменения вносятся органами исполнительной власти, необходимо информировать население. Потому что не все могут быть на месте, не все обращают внимание, сила привычки - великая вещь. Нужны объявления, памятки, информация в местной печати. И, естественно, наряду ДПС мы рекомендуем ограничиваться мерами предупреждения. К большому сожалению, у водителей складывается мнение, что ГИБДД - репрессивная структура. Ведь главная наша задача - профилактика, недопущение дорожных происшествий и пресечение грубых нарушений.
Слушатель Валентин: Существует ГОСТ по нанесению разметки и установке знаков. Он нередко нарушается в Московской области, особенно то, что касается сплошной разметки. И это не исправляется сотрудниками ГИБДД (ведь разметка наносится другими службами), а используется для личного обогащения. Например, в городе Лыткарино - на одном въезде 4 км сплошная линия, на другом - 12 км...
С.С.: Категорически с вами не согласен. Дислокация дорожных знаков (есть такое понятие) осуществляется владельцами дороги в соответствии с ГОСТами и СНиПами - правильно вы сказали, согласовывается и утверждается. По поводу обогащения: дайте фамилии, дайте время, дайте факты. Поверьте, результат будет один: материал будет направлен в прокуратуру, и человек в нашей службе больше работать не будет, а будет сидеть за решеткой. Дальше. Вы привели пример с Лыткарино. Кто был там, тот знает, что этот участок дороги прямой - порядка 9 метров ширина проезжей части, сплошная линия разметки, но въезд идет через лес, и там никаких условий для обгона и маневра не существует. И сам въезд в Лыткарино тяжелый, и выезд тоже - на Рязанское шоссе, на автодорогу "Урал". Конечно, проблем, связанных с разметкой много. Особенно сегодня, в условиях ужесточения административной ответственности за пересечение сплошных линий разметки. Поэтому всякие ляпсусы с разметкой мы собираем, есть какая-то информация - даем предписания, и в весенний период нарушения будут исправлены. Много вопросов, особенно сейчас по такой погоде, о том, что разметки и дорожных знаков не видно под снегом. Но я бы не стал говорить о массовых явлениях.
Радиослушатель Игорь: На Можайском шоссе огромная стоянка магазина "Ашан". Сотрудники ГИБДД находятся там практически постоянно, есть даже какой-то вагончик, и тормозят народ, который выезжает из этого магазина.
С.С.: Никаких стационарных постов там нет, возможно - нахождение наряда дорожно-патрульной службы. В больших торговых центрах имеют место преступления, связанные с кражами и угонами автотранспорта. А насчет вагончика я разберусь.
Слушательница Наталья: На Угличском шоссе в 2000 году мама погибла, переходя дорогу по пешеходному переходу. Люди часто гибнут на пешеходных переходах. Как с этим бороться?
С.С.: К сожалению, этот вид нарушений - наезды на пешеходов, как на пешеходных переходах, так и вне его, достаточно распространенное явление. Бывает, что пешеход просто не может перейти дорогу по пешеходному переходу - водители не пропускают. Административные санкции - предупреждение или 100 рублей - смешные, не работают. Но мы не опускаем руки. Мы инициировали обращение в нашу областную думу с тем, чтобы выйти в Госдуму с предложением внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Что касается перехода пешеходом улицы в неустановленном месте - недостаточно все-таки у нас и надземных, и подземных пешеходных переходов. И часто водители совершают наезды в таких ситуациях - когда пешеход идет вдоль дороги, если нет тротуара... Что посоветуешь водителям - быть внимательными
Л.К.: Вопрос по Ленинградскому шоссе, которое переходит в ведение области. Справитесь?
С.С.: Сложная, очень сложная дорога. Проблем там очень много. По эксплуатации, по пропускной способности. Там можно поставить 50 нарядов ДПС, но скорость не увеличится, очень высокая плотность потока.
А.Г.: Еще один важный момент - низкий уровень водительской дисциплины. Это отмечают как сами водители, так и сотрудники ГИБДД. И истоки такого поведения - в автошколах. Что планируется в этом направлении?
С.С.: Сегодня к учебным заведениям предъявляются более жесткие требования. У нас есть постоянно действующая комиссия по проверке и допуску автошкол. В состав комиссии входим мы вместе с министерством образования и другими заинтересованными организациями. Смотрим на материально-техническую базу и преподавательский состав. Так как инструкторы - это самое важное в подготовке водителей. И третье - усиливается система экзаменации. Мы постоянно анализируем аварийность среди молодых водителей. Кроме этого, уже два года действует персональная ответственность экзаменаторов - наших сотрудников. У них имеется персональный штамп, и мы всегда можем выяснить, кто из конкретных сотрудников принимал экзамен у того или иного кандидата в водители.
Слушатель Вячеслав: Добрый день, я из Щелково. С 27 января вводится новый порядок регистрации транспорта, по которому ставить машину на учет можно будет в любом отделении ГАИ на территории области. Сохранится ли при этом порядок, что приходящие в область из других регионов или с таможни иномарки нужно регистрировать в межрайонных отделениях?
С.С.: Что по данному регламенту хочу сказать - на первом этапе только межрайонные подразделения будут регистрировать автомобили независимо от места проживания граждан Московской области. Затем по мере готовности наших подразделений районного звена - будет осуществляться и допуск к регистрации ТС граждан вне зависимости от места проживания на территории области.
смс-портал: Есть ли служба контроля, которая следит за выполнением ваших предписаний и указаний. Никогда не видел, чтобы сотрудники ГИБДД стояли до знака и предупреждали об изменениях в организации движения.
С.С.: Хочу заметить, что теоретически встреча водителя и инспектора происходит один раз в три года. Конечно, если он не нарушает правил. Возможно, поэтому вы и не видели наших сотрудников… А система контроля есть, и достаточно жесткая. Есть контрольно-профилактический отдел, который занимается правонарушениями, отступлениями от нормативных документов сотрудниками ДПС, разбирает заявления по телефону доверия. Есть отдел организации дорожно-патрульной службы. Но здесь же дело не в контроле - важен уровень профессиональной подготовки сотрудника, например ДПС, и его умение организовать работу на данном участке. Ежесуточно в данный момент времени работает порядка 1500 сотрудников, за каждым контролирующие органы наблюдать не могут.
Л.К.: Сергей Алексеевич, а вообще какова сейчас ситуация с кадрами? Есть возможность выбирать или надо брать на работу тех, кто есть, и потом с ними, «увы, приходится работать». Им потом и задачу серьезную невозможно поставить, кроме «принеси мне столько-то протоколов»...
С.С.: В Подмосковье ситуация несколько лучше, чем в других регионах. У нас хорошие условия для работы, есть поддержка правительства Московской области, губернатора в части доплат. Сотрудники приходят в подавляющем большинстве с высшим образованием. Конечно, много социальных вопросов, которые требуют решения. Но сегодня есть профессиональное ядро, с которым можно эффективно работать. Конечно, пределов совершенству нет. Но мы для себя так определяем ориентиры - профессиональный уровень и индивидуальная ответственность за свой участок работы.
А.Г.: Сергей Алексеевич, если это не тайна, сколько получает инспектор на дороге?
С.С.: Если молодой человек - 15-18 тысяч рублей. Если 5-10 лет работы, то 24-25 тысяч, если в руководящем составе - около 30 тысяч.
Л.К.: У нашего читателя на автомобиле, пригнанном с Запада, нет номера на двигателе, например была замена блока... На учет в отделении ГИБДД не ставят, куда ему обратиться?
С.С.: Если в территориальном подразделении не ставят на учет, надо обратиться в Управление ГИБДД Московской области с заявлением по адресу: Слесарный пер., дом 1.
А.Г.: Мы знаем, Сергей Алексеевич, что вы особенно болезненно реагируете не детский дорожный травматизм. Удается ли уменьшить число происшествий с детьми?
С.С.: Последние годы есть устойчивая тенденция сокращения числа ДТП с детьми. Но цифры все равно высокие. В прошлом году - 57 ребятишек погибли и 1056 получили травмы различной степени тяжести. В основном страдают дети-пассажиры, в меньшей степени на дороге – это в основном в летние месяцы и в населенных пунктах. Поэтому призываю: будьте особенно внимательны при перевозке детей.
А.Г.: Мы завершаем программу, все смс-вопросы будут систематизированы и переданы Сергею Алексеевичу, а ответы размещены на сайтах радиостанции «Сити-FM» и газеты «За рулем».