Безопасность: Баобаб в переулке
ЗАВЕЩАНИЕ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА
...На своем астероиде Маленький принц строго соблюдал одно правило: проснулся — убери свою планету. Напомню, все дело было в... баобабах. Если малыш не выкорчевывал бы маленькие побеги, выросшие деревья разорвали бы его астероид на части...
Свой «баобаб», появившийся буквально в двадцати метрах от входа в редакцию мы, откровенно говоря, проспали. Во всяком случае, никто не помнит, когда конкретно в нашем Сухаревском переулке, в самом центре столицы, появились знаки в чудовищном сочетании. Один из них предупреждал о сужении дороги, а второй тут же разрешал парковку автомобилей перпендикулярно к тротуару. И это при том, что ширина суженой части не превышает здесь 3 метров! Понятно, что никто даже не пытается припарковаться так, как требует знак (это просто невозможно); но кто же автор этой нерукотворной ситуации? Кто дал команду установить сие несуразное сочетание? Это мы и решили выяснить. А заодно – исправить очевидную глупость.
Немного истории
Нашему Селиверстову переулку — более 200 лет, но за последние 10 лет он пережил больше реорганизаций движения, чем за всю свою историю. Вначале он был двухсторонним, а затем переулок «поехал» только в сторону улицы Сретенка. И на въезде и выезде появились соответствующие знаки - «Одностороннее движение» и «Въезд запрещен».
Как считает главный инженер НИиПИ Генерального плана Москвы Юрий Коротков, улицы, прилегающие к магистралям (а наш переулок примыкает к Сретенке, которая, в свою очередь, есть первая часть Ярославского шоссе) — существенный резерв в пропускной способности дорог центра Москвы. Тезис этот нашел отражение в приложении к постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2001 г. № 459-ПП «Об основных направлениях совершенствования организации дорожного движения в г.Москве». «Ресурсом для движения» власти воспользовались, и сделали практически все переулки в центре города односторонними. Но еще раньше правительство Москвы озаботилось организацией парковок для тех, кто живет или работает в Селиверстовом переулке.
Согласно приложению 2 к постановлению Правительства Москвы от 29 августа 2000 г. № 698 «О концепции организационно-правового регулирования системы временного размещения автотранспортных средств на территории города Москвы» (в редакции 4.10.2005 г.) в нашем недлинном переулке могут (и должны) запарковаться 30 автомобилей. По правилам, разрешенным местом для парковки считается участок дороги, обозначенный знаком 6.4 (синий квадрат с буквой «Р»), дополненный табличками. Напротив редакции действительно появился знак с двумя информационными табличками. Одна (8.2.1) определила протяженность парковки - 180 метров (это как раз длина переулка). Другая (8.6.5) предписывала водителям парковаться перпендикулярно тротуару.
Я задал вопрос в отделе организации движения ГИБДД УВД Центрального округа Москвы (он, собственно и отвечает за то, какие знаки висят на вверенной территории) - почему для Селиверстова был выбран именно такой способ парковки? И получил, как и ожидал ответ, что «именно такой способ паркинга позволит оптимизировать движение в переулке. Парковка параллельно тротуару не позволит создать необходимое число стояночных мест. А парковка по обе стороны сузит проезжую часть и затруднит движение». Честно говоря, мне кажется, что расчеты организаторов движения спорны. Вместе с коллегами провели собственное исследование. Оказалось, что на 50 расчетных метрах условной парковки вдоль здания редакции ЗР капотом к тротуару можно запарковать 18 автомобилей (при средней ширине 1,8 м). Проезжая часть переулка сужается при этом до 4,4 м. Если же запарковать автомобили параллельно тротуарам по обе стороны переулка, в расчетные 50 метров уместятся … 18 автомашин (при средней длине 4,5 м). При этом ширина проезжей части составит 5,2 метра.
Впрочем, я немного забежал вперед. Мерить рулеткой асфальт, рассчитывать число машин мы принялись лишь недавно. Потому что знак информационный фактически превратился в запрещающий. А дело было так...
ТРУБЫ И ДВИЖЕНИЕ
Ранней осенью прошлого года в Селиверстовом переулке обнаружились новые знаки. Они обозначали маршруты движения пешеходов и автомобилей, ведь на проезжей части вырыли здоровенную яму, но предварительно поставили, как положено, защитное ограждение.
Обязательная в таких случаях табличка вежливо извинялась за неудобства и поясняла, что по заказу некого ЗАО «Костянский, 13» другое ЗАО - «Комфорт-Сервис» ведет строительно-монтажные работы, связанные с перекладкой коммуникаций в соседнем здании (там находится редакция «Литературной газеты»). Руководит работами прораб Варламов Б.А.
Все было сделано профессионально и четко. И план изменения движения, был утвержден в ГИБДД — без этого в Москве нельзя!
Да вот незадача — котлован сузил движение по переулку до одной полосы. Но это вроде — временные трудности. Знаки объезда висят – значит, нет никаких нарушений!
А фактически, автомобили, объезжая котлован справа, должны проехать узкое горлышко... где установлен знак, разрешающий парковку капотом к тротуару! То есть, если я, приехав на работу пораньше, припаркую свой автомобиль именно в этом «горлышке» и именно так, как предписывают правила, я все сделаю правильно, ничего не нарушу, но — заблокирую движение по переулку. С другой стороны, если я запаркуюсь на тротуаре (а это – единственно возможный вариант), то попаду под штраф в 100 рублей (а вот эвакуировать мою машину по закону не могут!).
Казалось бы – чего тут возмущаться! За неудобства извинились, а глупые указания все равно никто выполнять не собирается. И «гаишники» за «нарушение» штрафовать не думают. Правда, стройка в начале зимы «заморозилась». Экскаватор застыл на холоде, ремонтники исчезли. Говорят, деньги кончились. А проблемы остались, поэтому мы решили привести знаки в норму (раз не можем сами поменять трубы и засыпать котлован).
РЕШЕНИЕ ЗА 3 МИНУТЫ
В принципе, алгоритм, по которому каждый гражданин может привести (или хотя бы попытаться сделать это) знаки в положенный вид, известен давно. Первым делом надо лично (или с письмом) обратиться в одел муниципальной администрации, который отвечает за эту тему (как правило, это департамент транспорта). В столице система управления многоступенчатая и непростая, поэтому я обращался последовательно в Департамент транспорта мэрии, административную инспекцию Центрального округа, отдел организации движения ЦАО. Везде меня вежливо выслушали, предлагали оставить письменную жалобу, с которой «обязательно разберутся». Только нам от этого что? Ушло на звонки и хождение по инстанциям без малого две недели. Понятно, других забот не мало – праздники на носу… А, может, как всегда, почта виновата?
Самое печальное в этой истории, что ни один из ответственных за несоответствие знаков формально - не виновен. Знаки не противоречат друг другу, требования безопасности не нарушены.
В конце концов, в один из декабрьских дней, вооружившись серым пакетом для офисного мусора и мотком скотча, мы с фотокорреспондентом Костей за 3 минуты устранили недоразумение, созданное многими специалистами в организации движения. Как? Да просто заклеили нижнюю информационную табличку. Чего, собственно, и требовалось сделать! А потом – увы! - за минуту сорвали плоды своей работы. Самовольничать нельзя, даже когда хочется…
P.S. Об этом, как раз, и говорил Маленький принц: встал — убери планету! Не по инструкции, а исходя из здравого смысла. Разорвут же нас баобабы!
По закону для того, чтобы убрать (установить) знак, надо обратиться с письмом (заказным, или доставить лично, под роспись) в отдел местной администрации, который отвечает за организацию движения (чаще всего это департамент транспорта). В письма изложить свои требования; можно его подкрепить фотографиями. Лучше всего дубликат письма направить в местный отдел ГИБДД, ведь все знаки согласовывают с ними. А вот устанавливают знаки (и следят за их состоянием) дорожные организации, отвечающие за объект.