Nokian Hakkapeliitta 7: Воздушные амортизаторы
Очередное поколение популярной у нас в стране "Хакки" финны показали в Лапландии. Реагенты и соль там слова ругательные, так что грязи на дорогах нет, лишь плотный укатанный снег, который на основных магистралях часто раскатывают до асфальта.
В сухую морозную погоду, где-то – 8 с ветром, выезжаем на 10 автомобилях, для проверки HKPL7 в обычных режимах движения в городке Саариселка и на загородном шоссе. По дорогам заполярного круга мне довелось проехать за рулем Volvo V50, Renault Megane и VW Golf. На всех машинах покрышки 205/55R16.
Свои ощущения от поездки могу описать как "комфортная безопасность" – особенно в Volvo. У шин существенно снижен уровень шума, так что при езде кажется, что шипов просто нет. Чувствовать их работу начинаешь на второстепенных дорогах. На подъемах покрытых ледяной коркой, иногда с небольшой пробуксовкой, шины достаточно уверенно вытягивают машину. При этом никаких уводов не возникает.
Уменьшить шум удалось за счет нанесения в шашке протектора, сразу перед шипом, трех отверстий в форме капли, которые служат своеобразными воздушными амортизаторами. При касании шипа с покрытием они смягчают удар и снижают последующую его (шипа) вибрацию. К примеру, в шине 205/55R16 таких воздушных амортизаторов 368. Похожая идея ударопоглащения используется при разработке качественной обуви, например кроссовок.
Следующим испытанием для шин стал лед озера Таммиярви, которое находится на территории полигона Nokian Tyres в Ивало. Скорости здесь заметно выше, чем на дорогах общего пользования, хоть машины и едут по голому льду. На Volkswagen Passat, Honda Civic, гибридной Toyota Prius отключал ESP, но и без помощи электроники шины справились со своей задачей. Они давали достаточно времени чтобы небольшой занос не превратился в ритмический, а снос передней оси не привел к развороту. В общем лед способен подарить настоящий драйв если помнить, что ESP должна быть в голове, а наличие шин из премиум-сегмента еще не гарантия от аварии.
Причин предсказуемого поведения новинки на разных типах покрытия несколько.
В Hakkapeliitta 7 используется шестигранный якорный шип нового поколения имеющий геометрию ромба со скошенными углами. Нижний фланец имеет более широкое основание, что дает дополнительную опору шипу при боковых нагрузках и удерживает его от наклонов. Также сохранена технология "медвежьего когтя" знакомая по Hakkapeliitta 5. Во время торможения выступ в шашке протектора удерживает шип в вертикальном положении препятствуя наклону, и таким образом, улучшая сцепление.
Рисунок протектора абсолютно новый и сильно отличается от предыдущих моделей. Благодаря его геометрии ни снег ни снежно-водяная каша не скапливаются в шине, она очищается естесственным путем. Скошенные плечевые зоны улучшают сопротивление слашпленингу (по сравнению с предыдущей моделью, управляемость в снежной каше улучшилась на 3%). Но в результате этого протектор HKPL7 получился на несколько миллиметров уже, чем у HKPL5. Поэтому в одних и тех же типоразмерах давление на поверхность дороги у новой шины несколько выше.
Новейшая резиновая смесь – соединение силики, натурального каучука и криосилана - повышает сцепление на льду и мокрой поверхности, а рапсовое масло делает резину прочной на разрыв.
Новинка поступает в продажу к зиме 2009-2010 гг. на самые важные для Nokian Tyres рынки: Россию, Финляндию, Казахстан, Беларусь, Украину и страны Скандинавии. Шина доступна в 48 типоразмерах, от 13 до 20 дюймов.
Тэппо Хуовила, руководитель отдела по разработке и усовершенствованию продукции Nokian Tyres
Какие шины вы считаете конкурентами Nokian Hakkapeliitta 7?
Трудно выделить какого-то одного. Основные – это премиум-модели Michelin, Bridgestone и Pirelli.
Существует ли какая-то программа по тестированию шин Nokian на спортивных соревнованиях?
Нет, такой программы у нас не существует. Наша стратегия – разработка шин для обычных дорог. Иными словами: дорогам общего пользования – отличные дорожные шины.
Можно ли ожидать появления такой программы в будущем?
Мы знаем, что для многих компаний автоспорт – часть маркетинговой политики, но сейчас мы не рассматриваем его в качестве эффективной платформы для продвижения нашей продукции.
Как скажется кризис в мировой экономике на продажах шин в этом году?
Он уже сказался. В последние месяцы по всему шинному рынку наблюдается спад. Но мы считаем, что это временное явление и в ближайшее время в выигрыше будет тот, кто сумеет предложить рынку наиболее инновационную продукцию.